НАУМ ЛОЙТЕР – РЕЖИССЁР ЗНАМЕНИТОГО «НЕСТЕРКИ»

2021 год богатый на знаменательные даты. Юбилей отмечает сам театр имени Якуба Коласа, а также многие из его творческих сотрудников, других специалистов. Стоит, несомненно, вспомнить и тех выдающихся личностей, которые составляли честь и славу театра, но, к сожалению, ушли в небытие. 9 января мы отметили 130-летие со дня рождения заслуженного деятеля искусств Беларуси, лауреата Государственной премии СССР (1946) Наума Борисовича Лойтера (1891–1966).

Наум Борисович (Нохум Борухович) Лойтер 18 лет своей творческой жизни отдал коласовской сцене, поставил целый ряд знаковых спектаклей как современного ему, так и классического репертуара. Но самая известная работа режиссёра – знаменитый «Нестерка», воплощённая им в далёком 1941 году, которая живёт и пользуется большой популярностью среди зрителей и сегодня, считается своеобразной «визитной карточкой» Коласовского театра. В мае мы будем отмечать 80-летие первого показа любимого спектакля. А  много ли мы знаем о человеке, который и создал всем известную комедию?

Родился Наум Борисович (Нохум Борухович) Лойтер 9 января 1891 года, в зажиточной семье, в городе Бердичев Киевской губернии (сейчас Житомирская область). После окончания виленской гимназии Наум переехал в Лиду, где состоялся актёрский дебют молодого учителя в местном музыкально-драматическом кружке.

Во время первой мировой войны Наум Лойтар попадает на фронт в Восточную Пруссию. Позднее, освободившись от военной службы по состоянию здоровья, решает посвятить свою жизнь театральному искусству. В 1920 году он направляется в Москву, где поступает на Высшие режиссёрские курсы к Всеволоду Мейерхольду. Вскоре учитель и ученик называют друг друга друзьями, Лойтер становится ближайшим сподвижником Мастера по руководству театром. От Мейерхольда он берёт многие принципы режиссуры, связанные с композицией спектакля, его внешним оформлением, манерой компоновать массовые сцены. Вместе с тем Лойтер, в отличие от учителя, стремится к реалистичному истолкованию драматического произведения. У них возникают некоторые разногласия. Лойтер уходит от наставника и становится главным режиссером Московского театра Пролеткульта, несколько лет работает режиссёром кино.

В 1930 году Лойтер возвращается на Украину и возглавляет Государственный еврейский театр в Харькове. В 1937 году он становится главным режиссёром Государственного еврейского театра Украинской ССР в Киеве, где блестяще ставит спектакль «Стэмпеню» по Шолом-Алейхему.

В 1940 году Наум Борисович переходит в БДТ-2 (так ранее назывался театр имени Якуба Коласа в Витебске). Здесь проходит вся дальнейшая творческая жизнь талантливого режиссёра. Накануне Великой Отечественной войны он ставит комедию Виталия Вольского «Нестерка». Спектакль делается стилизованной реалистической сказкой.

Зритель увидел живописное народное зрелище, полусказочное, полуреальное, главная действующая сила которого народ и выразитель его интересов, чуткий и добрый, изобретательный весельчак и говорун Нестерка. В этом образе вовсю раскрылся талант народного артиста СССР Александра Ильинского. Лойтер придал стремительный ритм всему спектаклю, который отличался изобретательностью и острыми мизансценами, режиссёрским темпераментом и точно выявленной мыслью, которая не утратилась в ярком и пёстром театральном зрелище. За эту постановку Наум Борисович, наряду с исполнителями главных ролей (А.Ильинским и Т.Сергейчиком), художественным руководителем театра (им являлся на то время Павел Молчанов), композитором Исаком Любаном, в 1946 году был удостоен Государственной премии СССР, а ещё ранее, в 1945-м, ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Беларуси.

 

В начале Великой Отечественной театр находился в эвакуации в г.Уральск Казахской ССР, где «Нестерка» пользовался особенным успехом. В дальнейшем основное внимание коллектива было сконцентрировано на воплощении пьес, которые отображали события Великой Отечественной войны. Постановщиком большинства таких спектаклей был Наум Лойтер: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и прочие.

 

Наряду с этим он осуществил ряд постановок русской классики, которые свидетельствовали о глубоком понимании большого драматургического наследия. Так, по-горьковски прозвучал поставленный в реалистической манере спектакль «Егор Булычёв и другие» (1942). «Ревизор» Н.Гоголя (1945), наполненный большой разоблачительной силой и жизненностью, занявший первое место на смотре русской классики, который проводился в театрах республики в 1946 году.

Едва ли стоит перечилять все спектакли, которые поставил Лойтер. Наилучшими примерами его творчества можно считать «Горячее сердце» Островского и «Униженные и оскорблённые» Достоевского. Постановки свидетельствовали о широте режиссёрского диапазона Лойтера, о его стремлениях к большим полотнам, масштабных по мысли спектаклям.

Умер Наум Борисович Лойтер в 1966 году в Риге (Латвия).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка