«НЕСТЕРКА» ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ

Наверное, нет во всём Витебске такого жителя, который бы не слышал о замечательном спектакле-долгожителе Коласовского театра «Нестерка», поставленном в 1941 году по пьесе известного белорусского драматурга Виталия Вольского. Пожалуй, это такой же символ областного центра, как Ратуша, фестиваль «Славянский базар в Витебске» либо имя Марка Шагала. Конечно же, главного персонажа нашего спектакля знают и далеко за пределами того города, где он родился 80 лет назад. Его приветствовали зрители Москвы и Санкт-Петербурга, Одессы и Харькова, Ярославля, Запорожья и Львова.

Премьера прошла не в Витебске

Первый показ спектакля, для общественности города, состоялся 18 мая 1941 года. Этот день и считаеся днём рождения «Нестерки». Премьера на широкого зрителя была показана немного позже, на гастролях театра в Петрозаводске Карело-Финской АССР. Планировалось показать лучшие спектакли репертуара, среди них «Лекарь поневоле» Ж.-Б.Мольера, «Иринка» К.Чёрного, «Наши дни» С.Герасимова, «Парень из нашего города» К.Симонова. Но был среди них и наш знаменитый «Нестерка», теперь визитная карточка Коласовского театра, без которого невозможно вообразить историю известного творческого коллектива, да и его сегодняшний день.

Ближайший сподвижник Мейерхольда – Наум Лойтер

На этот год припало ещё несколько юбилеев, которые имеют прямое отношение к спектаклю: 130-летие со дня рождения режиссёра-постановщика «Нестерки», заслуженного деятеля искусств Беларуси, лауреата Государственной премии СССР (который некоторое время работал и художественным руководителем БДТ-2, с 1941 по 1944 годы) Наума Борисовича Лойтера, 120-летие автора пьесы, известного писателя, драматурга, учёного Виталия Фридриховича Вольского и 115-летие автора музыки, выдающегося белорусского композитора Исаака Исааковича Любана. Каждый из них является настолько выдающейся личностью, что заслуживает отдельной статьи.

Наум Борисович Лойтер начинал свою творческую деятельность в 1919 году в качестве актёра и режиссёра в Киеве в театре-студии при еврейской организации «Культур-лига», которой руководил его брат Эфраим, известный театровед, режиссёр, один из начинателей профессионального еврейского театра. Среди преподавателей студии был знаменитый Константин Марджанов. А в 1920 году Наум отправляется в Москву, где знакомится с новыми театральными течениями. Особенно большое влияние на него оказал Всеволод Мейерхольд. Он поступает к нему на учёбу, в высшие режиссёрские мастерские. Вскоре взаимоотношения учителя и ученика переходят в дружбу: Лойтер становится наиболее близким сподвижником мастера по руководству театром, одновременно формируются его художественные принципы. От Мейерхольда он берёт наиболее сильные грани режиссёрского творчества: принцип композиции спектакля, его внешнего оформления, сценическую выразительность, экспрессивность, манеру компоновать массовые сцены. Вместе с тем Лойтер стремится к реалистичному истолкованию драматического произведения. Борется с условным обобщением характеров, что так свойственно было для Мейерхольда и его последователей той поры. Ряд принципиальных расхождений с Мастером заставляют Наума Борисовича оставить его и пойти самостоятельным путём.

В 1930 году Лойтер возвращается на Украину и возглавляет Государственный еврейский театр в Харькове. В 1937 году он становится главным режиссёром Государственного еврейского театра Украинской ССР в Киеве, где блестяще ставит спектакль «Стэмпеню» по Шолом-Алейхему. В 1940 году Наум Борисович переходит в БДТ-2 (так назывался до 1944 года Коласовский театр). Здесь проходит вся дальнейшая творческая жизнь талантливого режиссёра. Кроме «Нестерки», он поставил ряд тогдашних советских пьес (более тяготел к лирико-психологической драме вроде «Сентиментального вальса» Литовского, «Так и будет» Симонова, «Опасный спутник» Салынского). Его постановки русской классики свидетельствовали о глубоком понимании драматургического наследия. Особенно известны спектакли «Егор Булычёв и другие» Горького и «Ревизор» Гоголя.

Критик, драматург, учёный…

Автор пьесы Виталий Фридрихович Вольский имел также интересную биографию.Служил в Красной Армии, был на фронте, работал уполномоченным ГПУ, старшим инспекторам Главлита и Главного репертуарного комитета, инструктором кинофикации и членом редакционного совета Белгоскино (фактически стоял у самых истоков белорусского кинематографа). Позднее, закончив Коммунистический университет имени Ленина, через два года оказался в Витебске в качестве директора художественного техникума, позднее – БДТ-2. Правда, на этих должностях он находился недолго, вскоре опять вернулся в Минск, где стал заниматься исследовательской работой в институте литературы и искусства Академии наук БССР. Выступал в качества литературного и художественного критика. Находился на позициях вульгарного социологизма и фактическо способстовал кризису белорусского искусства в 30-40-е годы, преследованию в отношениях тех писателей, которые не вписывались в рамки пролетарского реализма. В годы Великой Отечественной войны принимал участие в выпуске газеты-плаката «Раздавим фашистскую гадину!», а затем и журнала «Беларусь». В послевоенные годы написал ряд книг по краеведению. Является автором трёх известных пьес: сказки «Волшебная дудка» (она ещё в довоенное время с успехом шла на сцене Театра юного зрителя), «Нестерка» и «Машека» (также поставленной на коласовской сцене в 50-е годы).

Музыка способствовала успеху спектакля

Песни и романсы выдающегося композитора, заслуженного деятеля искусств Беларуси Исаака Исааковича Любана и по сегодняшний день хорошо известны слушателю, особенной популярностью они пользуются у людей старшего поколения. Самая известная наверняка из них – «Будьте здоровы!», которую в переводе на русский язык с успехом исполнял сам Леонид Утёсов. В наши дни некоторые из них поют знаменитые белорусские барды Данчик («Не ищи») либо Змитер Войтюшкевич («Только с тобою»). Более известный как композитор-песенник, а также как автор музыки к многочисленным спектаклям и кинофильмам, таким, как «Часы остановились в полночь», «Счастье надо беречь», «Полесская легенда» и другие.

За музыку к постановке «Нестерка» наряду с режиссёром Наумом Лойтерам, исполнителями центральных ролей– Александром Ильинским и Тимохом Сергейчиком, художественным руководителем БДТ-2 Павлом Молчановым был награждён Сталинской премией I степени. «Спектакль давал широкий простор для творческих фантазий композитора, – писал музыковед, автор книги об Исааке Любане, Дмитрий Журавлёв. – И за довольно короткий срок он окончил в клавире музыку к пьесе. Казалось бы, что музыкальных номеров не так уже и много, и каждый из их абсолютно необходимый в спектакле. Но если Исаак Исаакович принялся за партитуру, то непроизвольно обратил внимание на то, что добрая треть пьесы сопровождается музыкой. И спектакль, собственно говоря, решён им как музыкальный. Впрочем, данное обстоятельство не смущало ни режиссёра, ни исполнителей главных ролей, и только некоторые актёры шутя жаловались на то, что на сцену драматического театра «случайно» попала «настоящая опера». Музыка к спектаклю явилась одним из ключевых элементов его успеха.

Костюмы доставляли… гидросамолётом

 

Уже в июне 1944-го в городе Петрозаводске, где театр находился на гастролях, прошла премьера комедии «Нестерка». Эта история о том, каким тяжёлым путём спектакль пробился к зрителю, очень интересная. Воспоминания о ней оставила в своё время одна со старейших актрис театра Татьяна Бондарчик. Дело в том, что премьеру не смогли сыграть по той причине, что вагон с костюмами где-то пропал в пути. Обзвонили все телефоны, оказалось, что где-то на далёкой станции произошло крушение, и вагон повреждён. Перегрузить и доставить костюмы поездом можно только на третий день. Театру выделили гидросамолёт. Следующим вечером снова в театре собралась публика, а костюмов всё нет. Предлагают играть в других костюмах. Но артисты не представляют, как это возможно. И тут позвонили по телефону: гидросамолёт приводнился наконец на Онежском озере.Принесли костюмы, связанные в котомки, искомканные, подмокшие. Всех мобилизовали утюжить, сушить, и вскоре спектакль начался.

Прошёл он великолепно... Приём был невероятный. Зрители долго не расходились, поздравляли, говорили, что такой спектакль и действительно играть в других костюмах невозможно. С неизменным успехом спектакль прошёл несколько раз. Позднее он показывался в Уральске, где наш театр находился в эвакуации. Интересен тот факт, что петрозаводские железнодорожники в знак благодарности за отличный спектакль переправили туда вагон с декорациями и костюмами. А потом и в Орехово-Зуеве. Там-то спектакль увидел Михаил Иванович Калинин и был от него в восхищения. Возможно, этот факт и поспособствовал тому, что в 1946 году его создатели были награждены Сталинской премией.

Такие непохожие герои

За 80 лет в спектакле сменилось несколько составов исполнителей. Первый держался довольно долго, почти четверть столетия. В нем были заняты такие корифеи белорусского театра, как Александр Ильинский (Нестерка), Тимох Сергейчик (школяр Самохвальский), Янина Глебовская (Мальвина), Анатолий Шелег (Юрась) и Зинаида Конопелько (Настя).

Примерно в середине 60-х годов произошла смена поколений, и в центральной роли почти до последних дней своей жизни стал выступать народный артист СССР Фёдор Иванович Шмаков. В первом случае перед зрителем представал мудрый и очень обаятельный, остроумный и по-человечески притягательный народный герой. Сама личность прекрасного, интеллигентного и вместе с тем виртуозного Александра Ильинского укрупняла этот образ. У второго исполнителя Нестерка был скорее простак, сообразительный, любопытный, готовый прийти на помощь хотя бы потому, что знает, как это сделать. У народного артиста Беларуси Евгения Шипило этот персонаж был чрезвычайно мягкий, нежный, благожелательный, вместе с тем, в нем ощущался настоящий крестьянин, как говорят, от сохи. У заслуженного артиста РБ Валентина Соловьёва Нестерка получился настойчивым, упрямым, как говорят, «себе на уме». Теперешний исполнитель роли Пётр Ламан играет острого на язык, весёлого, свойского белоруса.



 

Главная героиня Настя в исполнении народной артистки Беларуси Зинаиды Конопелько была настоящей лирической героиней, нежной, тонкой, с длинной светлой косой, красивым голосом. У её преемницы Людмилы Загребельной она была девушкой бойкой, способной постоять за себя. У Светланы Жуковской Настя получилась весёлой и шаловливой, у Натальи Аладко – грустной и задумчивой. Молодая актриса Юлия Цвики подчёркивала упрямый характер Насти, цельность её натуры. Тонким лиризмом отличается образ, созданный современной исполнительницей Ульяной Атясовой.


Первым исполнителем роли её любимого Юрася был народный артист Беларуси Анатолий Шелег. Он играл этакого лихого деревенского красавца. У Петра Ламана, утверждённого на эту роль в 70-е годы, получился менее решительный, более меланхолический герой. Внутренне цельного, сильного и целенаправленного парня играет сегодня Артём Блохин.

Мальвина у народной артистки Беларуси Янины Глебовской казалась властной и алчной безгранично. Больше всего она хотела попасть в окружение панства. Зинаида Конопелько была почтительной, представительной женщиной, которая пристально следила за всеми событиями и их ходом. Заслуженная артистка Республики Беларусь Людмила Писарева играла дородную крестьянку, у которой её происхождение не исчезало, выдавало её суть. Заслуженная артистка РБ Тамара Скворцова создала сильный, волевой характер шляхтянки, разумной и прагматчной. Теперешняя исполнительница роли Раиса Грибович подчёркивает её благородство. Она заботится о благосостоянии своей дочери, и этим объясняются многие её поступки.


Желанным и интересным для актёров был всегда образ школяра Самохвальского. Сперва его играл народный артист Беларуси Тимох Сергейчик. Он очень точно нарисовал портрет своего персонажа, который, по мнению актёра, должен был отталкивать зрителя. В чём-то он напоминал сатирических мольеровских героев. У заслуженного артиста БССР Николая Тишечкина школяр был более мягким и смешным, этому способствовали отличительная пластика, жесты, движения актёра. Михаил Краснобаев настаивал на порочности своего героя, его фанаберии и горделивости, а Максим Фролов не был лишён изысканности и трогательности. Максим Коржицкий – своеобразный антипод Нестерки, злобный хитрец, этакий маленький демон. Последний по времени исполнитель роли Роман Соловьёв смотрел на своего персонажа как бы со стороны, потому его персонаж получился гротескно-комическим, склонным к самоиронии.

НЕСТЕРКИ: народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Александр Ильинский, народный артист СССР, лауреат Государственной премии БССР Фёдор Шмаков (почётный), народный артист Беларуси Евгений Шипило, заслуженный артист Республики Беларусь Валентин Соловьёв.

НАСТИ: народная артистка БССР Зинаида Конопелько, народная артистка Беларуси Татьяна Заренок, Лилия Кутькина, Елена Еленская, Людмила Загребельная, Светлана Жуковская, Наталья Аладко, Елена Шерепченко, Юлия Цвики.

ЮРАСИ: народный артист БССР Анатолий Шелег, народный артист СССР, лауреат Государственной премии БССР Фёдор Шмаков, народный артист БССР Геннадий Гарбук, Александр Котельников, Пётр Ламан, Евгений Сокольский, Святослав Астрамович, Александр Базук.

МАЛЬВИНЫ: народная артистка БССР Янина Глебовская, народная артистка БССР Зинаида Конопелько, заслуженная артистка БССР Людмила Писарева, заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Скворцова, Мария Сенько.

ШКОЛЯРЫ САМОХВАЛЬСКИЕ: народный артист БССР, лауреат Государственной премии СССР Тимох Сергейчик, заслуженный артист БССР Николай Тишечкин, Михаил Краснобаев, Александр Андриенко, Максим Фролов, Максим Коржицкий, Роман Соловьёв.

ПАНЫ БАРАНОВСКИЕ: заслуженный артист БССР Степан Скальский, заслуженный артист БССР Борис Левин, народный артист БССР Владимир Кулешов, Семён Кохан, Валентин Цветков, заслуженный артист Республики Беларусь Григорий Шатько.

ПЕРВЫЕ ШЛЯХТИЧИ: заслуженный артист БССР Борис Левин, заслуженный работник культуры БССР Яков Бураков, Борис Крупский, Артём Бородич.

ВТОРЫЕ ШЛЯХТИЧИ: Иосиф Тупик, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии СССР Тадеуш Кокштыс, Олег Семисынов, Н.Фадеев.

СУДЬИ: народный артист БССР Иосиф Матусевич, заслуженный артист БССР Алесь Лобанок, заслуженный артист РБ Валентин Соловьёв.

МАТВЕИ: народный артист БССР Анатолий Трус, Борис Крупский, народный артист Беларуси Леонид Трушко, Пётр Ламан, заслуженный артист РБ Виктор Дашкевич.

А вот современные исполнители ролей:

НЕСТЕРКА – Пётр Ламан
НАСТЯ – Ульяна Атясова
ЮРАСЬ – Артём Блохин
МАЛЬВИНА – Раиса Грибович
ПАН БАРАНОВСКИЙ – Александр Фролов
ШКОЛЯР САМОХВАЛЬСКИЙ – Михаил Краснобаев
ПЕРВЫЙ ШЛЯХТИЧ – Георгий Лойко
ВТОРОЙ ШЛЯХТИЧ – Юрий Цвирка
СУДЬЯ – заслуженный артист РБ Вячеслав Грушов

Реконструкция спектакля

В 2006 году прежним художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским и главным художником Петром Анащенко была сделана капитальная реконструкция спектакля. Под это был выделен специальный президентский грант. Особенно большую работу выполнили художники Пётр Анащенко и Нина Бобрович по капитальному восстановлению костюмов спектакля Нестерка с обязательным сохранением всех авторских образов в соответствии с эскизами 1940-х и последующих лет первого сценографа Липы Юльевича Кроля. Вообще этому интересному и смелому творческому эксперименту содействовал опыт исследования белорусских народных костюмов, которое проводилось в Витебской области наиболее активно в 80-е - 90-е годы прошлого и в начале этого столетия. Александр Криштофович создал музыкальную редакцию спектакля без живого оркестра, что потребовало серьёзной корректировки вокальных номеров. Николай Подоляк воссоздал танцевальные номера в соответствии с первоначальным замыслом. .В том же году спектакль был показан на Международном театральном фестивале в Ярославле, где получил очень тёплые отзывы зрителей и прессы. Новый театральный сезон 2021/2022 года вновь будет открываться спектаклем «Нестерка». К слову, некоторые роли в нём будут уже играть новые исполнители. Приглашаем!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка