НИКОЛАЙ МИЦКЕВИЧ. ОН СТОЯЛ У САМЫХ ИСТОКОВ…

К 115-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Беларуси Николая Мицкевича, одного из основателей Коласовского театра

Кто такой Николай Мицкевич? Знаменитый белорусский режиссёр и актёр. Один из основателей БДТ-2 (театра имени Якуба Коласа). Он родился 16 января 1901 года.

По свидетельствам современников, весельчак и одновременно человек с отпечатком припрятанной тоски-грусти. Он любил немного расцвечивать реальную жизнь, придавать ей сценический колорит. Знаток народного языка, бесчисленных поговорок и пословиц, шуток, анекдотов. Послушав его тирады в минуту вдохновения, ждёшь, что и во время обычного разговора будет сыпать бриллиантами остроумной речи, а Николай Антонович выглядел сосредоточенным. Через минуту, когда оставался с вами с глазу на глаз, он мог сразу же переключиться на шутливый тон.

Послушав анекдоты, делался понятным смысл его литературно-режиссёрской работы в первых спектаклях Второго БДТ: «Царь Максимильян» и «Сон в летнюю ночь». Это Мицкевичу принадлежали включённые в них остроумные интермедии, рискованные шутки, меткие афористические реплики, которыми обогащались белорусскоязычные тексты. В особенности в шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Витебские зрители брались за животы, от смеха и узнаваемости персонажей, по-народному близкого языка их высказываний.

Николай Мицкевич начал свою деятельность актёром в Первом белорусском обществе драмы и комедии под руководством Флориана Ждановича в 1918 году, но скоро ощутил, что его призвание – режиссура. Этому способствовала учёба в Белорусской драматической студии в Москве у отличных деятелей МХАТА-2: Валентина Смышляева, Александра Гейрота, Бориса Афонина, Виктора Громова, которые находились под влиянием Михаила Чехова. Сперва он был ассистентом или вторым режиссёром у знаменитых учителей, рядом с ними работал над спектаклями «В прошлое время» И. Бена (которым 21 ноября 1926 года открылся БДТ-2), «Эрос и Психея» Л.Жулавского.

Первая самостоятельная работа Мицкевича – постановка пьесы Ю.Юрьина «Когда поют петухи» (1928). В произведении рассказывалось, как немецкую рабочую делегацию, которая навестила страну Советов, на родине жестоко преследуют за слова правды о СССР. Пьеса не отлачалась художественностью, была довольно схематична. Перед режиссёром стояла задача преодолеть недостатки. Мицкевич стремился максимально заострить конфликт между представителями разных социальных групп. Положительные персонажи трактовались строго реалистично, а отрицательные – гротескно. В дальнейшем этот приём станет одним из наиболее близких ему.

Начало творческого пути Мицкевича как режиссёра попало на сложный период. Политическая жизнь негативно влияла на творчество в театре, на его внутреннюю атмосферу. Идеологи диктовали молодому коллективу, по какому пути двигаться. Постановки белорусских авторов объявлялись вредной нацдемовщиной, печать запрета легла и на классические произведения. Театр должен был обслуживать классовые интересы пролетарского зрителя. Не было другого выбора, как ставить тенденциозные пьесы современных российских авторов о жизни рабочего класса, событиях революции и гражданской войны. Такими были спектакли Мицкевича в конце 20-х– начале 30-х: «На западе бой», «Простые сердца», «Напор», «Кочегары». Как признавался потом  то ли шуткой, то ли всерьёз, ставил их по «методу диалектического материализма».

В 1933 году Мицкевича сняли с должности художественного руководителя за «формализм», он поехал в Харьков, работал в разных труппах до начала Великой Отечественной войны. Потом был фронтовой театр, а в 1942-м Николай Мицкевич возвращается к витебским товарищам и не расстается с ними до последних дней жизни. Умер он довольно рано – в феврале 1954-го.

Среди отличительных черт режиссуры Мицкевича склонность к импровизационному методу: постановщик определял общие очертания спектакля, раскрывал характеры и взаимоотношения героев, обрисовывал мизансцены. Иногда из зала могло казаться, будто актёры непосредственно на сцене находят интонации. Но определенная «свобода действия» оставалась. Понемногу Мицкевич делается сторонником точности на сцене. На репетициях он мог вычеркивать предложения из пьесы или разрешить актеру ввести остроумный афоризм, самостоятельно разработать немую сцену (на это были весьма способны Александр Ильинский и Тимох Сергейчик), зато найденное потом закреплялось и игралось органично.

«Режиссер, вообще-то, должен немножко хитрить с актёрами, – смеялся Николай Антонович. – Попробуй скажи им: парни, делайте, что хотите, – они такого навертят! И нельзя запретить – исполняйте только то, что я хочу! Бросишь им ниточку, а потом следи, чтобы они шли далее и далее…»

Можно вспомнить эпизод в спектакле «Центральный ход» по пьесе Губаревича. Константин Заслонов узнал о правительственной награде. Его поздравляют друзья-партизаны. И вдруг комбриг пускался в пляс, танцевал лезгинку с таким задором, что это выглядело дивертисментом в лесном лагере народных мстителей. Зал всегда встречал эпизод в исполнении народного артиста СССР Павла Молчанова громкими аплодисментами.

«Секрета» не выдам, – сказал Николай Антонович,– но скажу, что Павла Степановича надо было нежно подвести к такому «взрыву» темперамента». На репетициях Николай Мицкевич выглядел советчиком артистов. Актёр и не замечал, как сам приходил к тому, чего хотел режиссёр.

Лирические краски Мицкевич находил и тогда, когда ставил комедию («Алазанская долина» Губаревича и Дорского, «Песня наших сердец» Полесского, «Поют жаворонки» Крапивы) или масштабный историко-революционное полотно («Хождение по мукам» по роману А.Толстого). Во взаимоотношениях между людьми режиссёр «ловил» минуты искренности, которой и они сами немножко боятся, и тогда на сцене звучала исповедь человеческого сердца.

Режиссёр стремился к глубокой разработке характеров и достигал плодотворных итогов в спектаклях «Васса Железнова», «Правда хорошо, а счастье – лучше». В последнем спектакле Мицкевич проявил себя как знаток творчества А.Островского и тонкий его толкователь. В каждой работе режиссёр раскрывался па-новому. Он не повторялся в приёмах, считал поставленный спектакль пройденным этапом, был новатором в самом глубоком понимании этого слова.

Таким был и остался в памяти современников отличный режиссёр и артист-коласовец Николай Мицкевич.

На фото сверху (слева направо):
– сцена из спектакля «Алазанская долина» К.Губаревича, И.Дорскага (в роли Гали – народная артистка Беларуси З.Конопелько, в роли Остапа – народный артист СССР Ф.Шмаков)
– сцена из спектакля «Кремлевские куранты» М.Погодина (в роли часового мастера – Н.Мицкевич; в роли Ленина – народный артист СССР П.Молчанов, постановка Н.Мицкевича)
– спектакль «Правда хорошо, а счастье – лучше» А.Островского (в роли Грязнова – народный артист СССР А.Ильинский)

– сцена со спектакля «Поют жаворонки» К.Крапивы (в роли Пытлеваного – народный артист СССР А.Ильинский, в роли Тумиловича – народный артист БССР А.Шелег)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка