ПОДАРОК СУДЬБЫ. ВЕДУЩЕМУ МАСТЕРУ КОЛАСОВСКОЙ СЦЕНЫ ЗИНАИДЕ ГУРБО – 75!

5 июля актриса, ведущий мастер сцены Национального академического театра имени Якуба Коласа Зинаида Гурбо отмечает свой юбилей – 75-ую годовщину со дня рождения.

В начале пути

Одной из достойных представительниц старшего поколения коласовцев Зинаиде Михайловне довелось работать рядом с такими корифеями театра, как народные артисты СССР Александр Ильинский и Фёдор Шмаков, народные артисты Беларуси Тимофей Сергейчик, Анатолий Шелег, Иосиф Матусевич, Владимир Кулешов, Галина Маркина и многими другими. Поэтому распределение в Белорусский театр имени Якуба Коласа после окончания в 1965 году Белорусского театрально-художественного института (к слову, выпускница актёрского отделения сама выбрала Витебск) она считает подарком судьбы.

Впрочем, и раньше Зинаиде Гурбо повезло, когда она выдержала не просто большой конкурс и попала на курс выдающегося мастера, народного артиста Беларуси Дмитрия Орлова. Для простой деревенской девушки со Случчины, которая никогда в жизни не бывала в театре, это стало неожиданностью и настоящим счастьем. К слову, училась она вместе с заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь, лауреатом Государственной премии, прежним художественным руководителем Коласовского театра Валерием Анисенко, со знаменитым коласовцем, заслуженным артистом Беларуси Болеславом Севко, с известными столичными артистами Светланой Некипеловой, Юлией Полосиной, Леонидом Улащенко.

Первые роли и первые успехи

Первой крупной ролью на коласовской сцене стала немецкая девушка Брунгильда в антифашистском спектакле «Горячее лето в Берлине» по очень популярному в те времена роману австралийской писательницы Д.Кьюсак. Позднее были Зося Савич из «Сердца на ладони» И.Шамякина и Калугина в «Сослуживцах» Э.Брагинского и Э.Рязанова (последние две роли Зинаида Михайловна играла на пару с народной артисткой Беларуси Галиной Маркиной).

А в спектакле «Кастусь Калиновский» по пьесе В.Короткевича она воплотила образ Беларуси. В прологе трагедии на сцену выходила женщина в чёрном и обращалась к зрителю с пламенным монологом, наполненным глубокой внутренней болью. Это образ-знак, образ-символ. Его появление в спектакле выразительно подчёркивало жанровое своеобразие и придавало всему произведению космический масштаб, философско-обобщённое содержание.

Играла своенравных женщин

По своим актёрским данным – строгой фигуре, выразительному, богатому по тембру голосу, Зинаида Гурбо – типичная «социальная героиня». Пожалуй, поэтому ей довелось сыграть много сильных, волевых женщин, как говорят, «своенравных». Зритель «с опытом», наверняка, хорошо помнит её чванливую, горделивую Ирэну из «Бриллианта» Е.Пшездецкого; строгую бескомпромиссную Галю (старшую дочь Колобка) из «Трибунала» А.Макаёнка; житейски мудрую, но духовно ограниченную Мать в одной из новелл спектакля «Такая странная любовь»; мужественную, благородную леди Глостер из «Генри VI» У.Шекспира; развращённую Натали из «Любви па переписке» Л.Вашко.

 

Но иной раз в этих женских историях проскальзывала скорбная нота, когда актрисе через внешнее упорство, сдержанность, волевую мощь, самодостаточность удавалось показать беззащитность, неустроенность, жажду простого семейного счастья своих героинь. Такой была её Огюстина из детектива Робера Тома «Восемь любящих женщин» – несуразная, смешная, но трогательная в своём почти детском эгоизме. Или Гиза из «Метаморфоз любви» Иштвана Эркеня, которая покинула родину, но в сытой, обеспеченной Германии так и не смогла найти настоящего счастья, душевного благополучия. Такая же и Пискунова (драматург Елена Попова даже не наградила её именем, чтобы подчеркнуть характер) в «Маленьком мире» – сравнительно недавняя работа актрисы. «Свободная львица», она декларирует свою независимость, демонстрирует браваду, но жаждет совсем другого – любви, душевной привязанности к близкому человеку. И появление в спектакле молодого Артура, который, будто ангелок с небес, оказался в окружении одиноких женщин, раскрывает и её настоящую суть.

   

Образы всей жизни

Роль Бернарды Альбы в совместном белорусско-болгарском проекте «Дом Бернарды Альбы» – пожалуй, тот образ, к которому актриса шла всю жизнь. И это предложение художественного руководителя театра, а затем работу по воплощению сложного материала также считает подарком судьбы. Спектакль получился интересным. Это не совсем традиционное прочтение известной драмы Федерико Гарсиа Лорки. Он шёл на почти пустой сцене, и это потребовало от артистов, занятых в нём, особой отдачи, концентрации всех внутренних возможностей, умелого распределения своих сил, эмоций, энергии. По замыслу режиссёров Йордана Славейкова и Димитра Димитрова когда-то сильной Бернарде всё меньше удаётся держать под своей властью дом. Сюжет спектакля – постепенный слом определённого порядка вещей, который держится на слепой власти, на безвольном подчинении. Неминуемый крах такого порядка уже первоначально заложен в его основательнице – хозяйке дома, где господствует тьма и страх, отсутствие любви и сочувствия, сострадания к близким людям.

   

В 2016 году актриса подготовила самостоятельную работу – моноспектакль «Незаживающая рана», который вошёл в репертуар театра. Постановка включает три новеллы. Первая из них – «Незаживающая рана» по рассказу народного писателя Беларуси Василя Быкова. Страшная трагедия народа здесь подаётся через призму восприятия простой деревенской женщины Текли, которая утратила своего сына-солдата, и никак не может примирить своё сознание с этой самой тяжёлой для неё потерей. События второй сценической новеллы – «Memento mori» – по одноимённому рассказу Янки Брыля. Герой её – простой печник, который отказывается принять от палача в подарок жизнь и идёт на смерть вместе со своими односельчанами. Кульминационный момент спектакля – диалог зондерфюрера с печником. Актрисе отлично удалось передать противостояние двух характеров, а через них – двух систем, одной, основанной на нравственных, духовных ценностях, и второй – античеловеческой. Завершает спектакль третья новелла – по «Балладе смертников» ещё одного выдающегося белорусского писателя Владимира Короткевича. Это исповедь и вместе с тем обвинение узников лагеря смерти.

Несмотря на то, что на сцене только одна актриса, Зинаида Гурбо держит, заражает своей энергетикой, эмоциональным напряжением зрительный зал, оставляет впечатление, что за одной фигурой, за одним обобщённым образом возникают многие другие, чьи судьбы, чьи души, чьи сердца испепелила война.

В декабре 2018 года моноспектакль «Незаживающая рана» принял участие в Международном фестивале «Театральное вече», посвящённом 75-летию освобождения Великого Новгорода (Россия) от немецко-фашистских захватчиков. Работа актрисы получила самую высокую оценку критиков и зрителей.

В последние сезоны Зинаида Михайловна сыграла несколько ролей в детских спектаклях. Это Баба Яга в сказке «Чудеса в новогоднем лесу» Д.Голубецкого, Барабуля – «Колдунья и Динозаврик» А.Якимовича, Мышь из «Приключений Дюймовочки» П.Исайкина, Фея Дождя - «Огненный Лев» А.Кружнова.

   

Во взрослом репертуаре ей довелось встретиться с горьковским образом няньки Федосьи в «Последних». В спектакле коласовцев она больше молчит, но в этом молчании и немногочисленных репликах ощущаются и её чувство собственной вины, и боль за близких ей людей – Якова, Любовь и детей – Веру и Петра.

Последняя по времени роль актрисы – Селия в мелодраме «Скрипки иногда ведут к сумасшествию» по пьесе Франсуазы Саган. Она также из немногословных. В этом сложность образа, который требует от исполнителя очень правдивого и точного сценического существования.

 

В актёрской профессии и в должности помощника режиссёра Зинаиде Михайловне помогали высокие человеческие качества. Прежде всего это настоящая интеллигентность, тактичность, сдержанность, доброе отношение к своим коллегам в сочетании с чувством собственного достоинства.

В этот праздничный день театр поздравляет Зинаиду Михайловну с юбилеем
и желает ей крепкого здоровья, силы духа, творческого вдохновения
и ещё новых ярких ролей!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка