ТЕАТР РИДА ТАЛИПОВА

3 ноября исполнилось бы 70 лет выдающемуся белорусскому режиссёру и театральному педагогу, художественному руководителю (с 2009 по 2011 годы) Коласовского театра Риду Сергеевичу Талипову. Прошло уже немало времени, как его нет с нами, но боль этой потери и по сегодня живёт, по крайней мере, в сердцах всех его учеников, коллег, в каком бы городе и какой стране они не жили бы. Рид Талипов создавал постановки, кроме Беларуси, в России (Брянский областной драматический театр имени А.К.Толстого, где за спектакль «Ангел мой» В.Малягина о Фёдоре Тютчеве был удостоен Всероссийской премии имени этого великого поэта), Польше (Люблинский театр имени Остервы), Словении (в городах Крань, Лиственница, Любляны), Германии (Карлсруэ), Австрии (Инсбрук). Пожалуй, и по сей день не найдётся в Беларуси режиссёра, который был бы так востребован не только у себя на родине, но и в Европе.

Начало

Родился Рид Талипов в Башкирии, но большую часть жизни провёл за границами своей малой родины. Отец его до войны учился в театральном институте, но после Победы к профессии не вернулся, стал инженером. Мать работала учительницей начальных классов. Сначала судьба забросила Рида Сергеевича в Свердловск, где он работал слесарем и художником-гравёром на машиностроительном заводе, затем художником-мультипликатором на киностудии. Потом учился в Нижнекамском музыкальном училище, по классу вокала. Природа его наделила разносторонним талантом, но он избрал карьеру театрального режиссёра, профессию, которая сочетает многие области художественного творчества и требует разносторонней одарённости.

Новый вираж жизненного пути, и Рид Талипов оказался в Минске (услышал, что в белорусской столице открывается музыкальный театр), начинает работать учителем черчения и рисования в средней школе, и примерно тогда же, в 1975 году, набирает первую театральную студию. Занятия проходили сначала в подвале одного из ЖЭСов, а затем студийцам выделили класс, а после и целый спортивный зал в соседней школе. Спектакль «А зори здесь тихие…» получил сразу несколько призовых мест на разных конкурсах и даже был показан на сцене Театра юного зрителя. В студию приходили и дети, и взрослые. Многие его воспитанники в дальнейшем стали известными артистами.

На самом пике успеха Рид Талипов съезжает в Москву, где поступает на режиссёрский факультет в Щукинское, а в дальнейшем переводится в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Его преподавателями были выдающийся вахтанговец Евгений Симонов, не менее знаменитые Анатолий Эфрос, Михаил Туманишвили, Сергей Арцыбашев. Дипломным спектаклем у Рида Талипова был «Король Лир». Чаще выпускники защищаются детскими сказками...

Создал свой театр

Возвращение в Минск не было успешным. С группой единомышленников ему удалось добиться согласия о разгерметизации бомбоубежища, где и начали проходить новые репетиции. На кастинг пришло около трёх тысяч человек! В 1989 году театр становится фактически профессиональным. Это был самый пик студийного движения в Беларуси. И театр-студия на площади Победы была в самом авангарде. В своё время он гастролировал в Витебске и имел ошеломляющий успех. Тогда показывали настоящую классику театра абсурда: «Стрип-тиз» Мрожека, «Картотеку» Ружевича, а наряду с ними «Яму» Куприна. Рид Талипов создал и развил уникальное художественное направление в современном белорусском театре, где вместе сплавлялись интеллектуальный, эмоциональный и духовный уровни спектакля, обогащая современного зрителя новыми представлениями о смысле бытия. Всё это позволило определить тонкое и изысканное искусство режиссёра как «Театр Рида Талипова».

Первые встречи с коласовцами

Тогда же у него завязались хорошие взаимоотношения с коласовцами и прежде всего с народной артисткой Беларуси Светланой Окружной. В дальнейшем они уже встретятся на сценической площадке, на репетиции «Екатерины Ивановны». В спектакле режиссёр создал отличный актёрский ансамбль, но первая скрипка в нём принадлежала, конечно, Светлане Окружной. Она сумела обнажить самые потаённые стороны женской психологии, причём делала это на уровне подсознания, руководствуясь особенно изысканной интуицией. Рид Талипов подарил тогда витебским театралам произведение, в котором господствовала «тотальная» красота. Его сценография – минимализм декораций, супрематическая графичность, игра трёх цветов – белого, чёрного, красного - и аристократическая живописность.

Вторая встреча коласовцев с Ридом Талиповым произошла в спектакле «Васса». Он доказывал, что настоящего Горького зритель ещё не видел, так как в советское время спектакли по его произведениям или запрещали, либо режиссёры умышленно смягчали довольно резкие акценты в его пьесах. В сценической трактовке «Вассы» Риду Талипову удалось сблизить Максима Горького с его идейным антагонистом Фёдором Достоевским, в итоге чего режиссёр и исполнительница главной роли Светлана Окружная не разоблачали героиню, а в чём-то оправдывали, по-человечески понимая её. Да, она совершала чёрный поступок, но делала это, жертвуя своей совестью ради дочерей, внука. И умирала Васса не из-за больного сердца, а потому что совершила убийство и этим самым вытравила в себе человека и женщину.

Победы, награды

На том этапе Рид Талипов очень активно обращался к классике: «Иванов» Чехова (театр-студия «Дзе-я?»), «Тартюф» Мольера (Гродненский областной драмтеатр), «Чайка» Чехова и «Вечный Фома» Достоевского (Гомельский областной драмтеатр). Причём каждый спектакль был событием в театральной жизни республики. В 1996 году он получает Гран-при на Международном фестивале «Белая вежа» за спектакль «Уставший дьявол» С.Ковалёва, в 2003 году приз «За лучшую режиссуру» на Международном фестивале «Славянские театральные встречи» (за спектакль «Екатерина Ивановна»). В 2001 году Рид Талипов награждён специальной премией Президента Республики Беларусь «За достижения в области театрального искусства».

Отличный педагог

Будучи сильным режиссёром, отличным педагогом, Рид Талипов с 2000 года передавал свой опыт молодому поколению в Белорусской государственной академии искусств. Он смог выпустить только один режиссёрский курс, а у Рида Сергеевича хотели учиться все. Кроме уникальных знаний, богатого интеллекта, интеллигентности, обаяния, неподдельного вкуса и бесспорной творческой интуиции, он чудесно владел методом кропотливой работы с актёром и мог передать другим эти основы. Среди его выпускников – режиссёр-постановщик Белоруского молодёжного театра Татьяна Аксёнкина, драматург, режиссёр, литературный критик Василий Дранько-Майсюк, режиссёр Максим Сохарь, заслуженный артист Республики Беларусь Евгений Ивкович...

Во главе Коласовского театра

В решении Талипова возглавить Коласовский театр было не меньше дерзости, чем поставить в советские годы драму абсурда. Ибо он знал, что в Витебске его не очень ждут. Как признавался сам режиссер, «я еду в Витебск не искать любви труппы, меня прежде всего интересует искусство». Рид Талипов, как мог, пробовал поднять художественную планку, имидж Коласовского театра. Хотел набрать новых молодых актёров, максимально загрузить активную часть труппы, в его планах было организовать в Витебске Международный фестиваль национальных театров Европы (при его авторитете и связях это было бы возможно). Впечатляли и творческие планы постановок: «Маскарад» Лермонтова, «Коломба» Ануя, «Визит старой дамы» Дюрренматта, «Женитьба» Гоголя, «Бесы» и «Братья Карамазовы» Достоевского, «С любимыми не расставайтесь» Володина… Но успел выпустить только «Мудрецов» Островского и «Квартет» Харвуда - очень достойные по художественному уровню работы. Начал работать над пьесой с очень символическим названием – «Врата бессмертия» Кондрата Крапивы. А затем – преждевременная смерть...

Что остаётся после нас? После художников – картины, после композиторов – музыкальные произведения. Значительно сложнее деятелям театра. Спектакль – такое явление, которое живёт сегодня и сейчас. Зачастую, в суете будней, мы забываем о тех, кто создавал белорусский театр, кто стал частичкой его истории. Уже давно не работает сайт Рида Талипова, который обещали сохранять его друзья, но… К сожалению, так и не  вышла книга также преждевременно умершего театрального критика Вячеслава Грибайло, посвящённая творчеству Мастера. Есть только рукопись, но кто её издаст? А ещё, вдобавок, фотоснимки, немногочисленные видеозаписи, пожелтевшие газетные вырезки. А ещё – память.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка