ТРОПАМИ ДОБРА. ПЬЕСЫ КОНДРАТА КРАПИВЫ НА КОЛАСОВСКОЙ СЦЕНЕ

5 марта исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося белорусского драматурга, прозаика, баснописца, переводчика, литературоведа, народного писателя Беларуси Кондрата Крапивы. Мы не могли не вспомнить творческий путь этой личности, так как он связан и с историей Коласовского театра.

Приход Кондрата Крапивы в драматургию был абсолютно закономерным. Но сам писатель не исключал и моментов случайности. Он вспоминал: «Началось с того, что меня попросили перевести на белорусский язык пьесу Д.Фонвизина «Недоросль». И мне, естественно, было интересно посмотреть, насколько удачным получился перевод. В устах актёра, справедливо думал я, фальшь авторского слова, в данном случае моего, должна ощущаться в особенности. И я зачастил на репетиции. Вот здесь и «зацепили» меня, предложив самому написать пьесу. Этой пьесой была драма «Конец дружбы», с которой автор участвовал в Республиканском конкурсе на лучшее драматургическое произведение. Драма «Конец дружбы» первой премии не получила. Но она была награждена дипломом второй степени. К тому же, эта пьеса стала началам большой дружбы между драматургом и театром. Впервые на практике познакомившись с законами сцены, Кондрат Крапива понял, что, как бы ни отличались они от привычных и достаточно усвоенных им законов беллетристики, он сумеет преодолеть творческий барьер.

Самые первые шаги Кондрата Крапивы в драматургии были отмечены оригинальностью, самостоятельностью, его голос не утратился в драматургическом хоре, а зазвучал чисто, мощно, неповторимо. Его отличительный талант сразу же был замечен всесоюзной общественностью. В 1937 году он создаёт народную драму «Партизаны», а в 1939-м – комедию «Кто смеётся последним», блестящий образец сатиры того времени. Обе пьесы были талантливо поставлены БДТ-1, будущим Купаловским театром.

А вот коласовцы впервые обратились к творчеству Кондрата Крапивы только в годы Великой Отечественной войны. Это был 1943 год, театр тогда находился в эвакуации в городе Уральске, что в Казахстане. «Проба огнём» – это пьеса о мужестве и воинском долге. В борьбе с врагом проходят суровое испытание главные герои драмы: командир полка майор Короневич, его жена Наталья, лейтенант Перегуд; испытывается сила их любви, верности, дружбы.

Майор Короневич (в его роли выступал народный артист СССР Павел Молчанов) единственно важным в жизни считал свою работу. Был сухой и сдержанный по отношению к жене Наталье Николаевне (народная артистка Беларуси Елена Родзяловская). Совершенно занятый своими делами, он и мысли не допускает, что она может страдать от его безразличия к её интересам и занятиям. Накануне войны они поссорились, так как Короневич приревновал женщину к лейтенанту Перегуду, влюблённому в неё (народный артист Беларуси Анатолий Шелег). Майор отъезжает на фронт, даже не попрощавшись с Натальей Николаевной. То, что довелось пережить на фронте, заставляет Короневича многое переоценить в своей прежней жизни, понять свою ошибку, осознать вину перед женой. Он пишет ей письмо, мечтая о встрече. Встреча эта происходит в полевом госпитале, где служит Наталья Николаевна. Короневич умирает у неё на руках.

Лирическое течение в спектакле было органично связано с героической темой мужества советских людей. Поставил спектакль Наум Лойтер. Молчанов убедительно показывал, как постепенно изменяется понимание Короневичам своей деятельности как командира, ответственного и за порученное дело, и за судьбу доверенных ему людей. Совсем иначе, па-человечески тепло он разговаривает теперь с Перегудом, отправляя на выполнение опасного боевого задания. Подавив самолюбие, он спрашивает у своего мнимого соперника адрес напрасно обиженной жены. Наталья Николаевна в исполнении Елены Родзяловской – умная, мягкая и терпеливая женщина, которая любит своего мужа и не перестаёт верить, что и его любовь когда-то проявится. К влюблённому в неё лейтенанта Перегуду она относится как к своему другу, он близок ей как умный собеседник.

Спектакль «Проба огнём» завоевал приверженность зрителей, имел хорошие отзывы критики.

Следующая встреча театра с драматургией Кондрата Крапивы произошла в 1950 году, когда коласовцы обратились к его лирической комедии «Поют жаворонки», которая отличалась самобытностью характеров, искристым народным юмором, богатым подтекстом диалогов, образным сочным языком, глубоким лиризмом. Пьеса была отмечена Государственной премией СССР, была экранизирована, её поставили более 50 театров, в том числе и за границей. Спектакль (режиссёр Николай Мицкевич) был посвящён жизни колхозной деревни. Он начинался с того, что председатель колхоза «Новая нива» Пеклеванный (народный артист СССР Александр Ильинский) и лучший его бригадир едут в колхоз «Светлый путь» свататься к колхознице-агротехнику Насте Вербицкой. Но там быстро раскусили секрет «успехов» Пеклеванного. Решение о женитьбе и выборе места жительства молодых откладывается до того времени, пока не станет ясно, чей же колхоз лучший. Из тех, кто противостоял Пеклеванному, наиболее активными были Тумилович (Анатолий Шелег), Настя (Зинаида Конопелько), её подруга Полина (Тамара Заранок) и мать Насти Авдотья Захаровна (Елена Лаговская).

В 1958 году театр обращается к героической драме Кондрата Крапивы «Люди и дьяволы». Поставил её главный режиссёр театра Александр Скибневский. В спектакле была выразительная группа подпольщиков – Борута (Александр Ильинский и Тимох Сергейчик), Рунец (Фёдор Шмаков), Елена Степановна (Елена Родзяловская), Марина (Марина Марковская). убедительное воплощение получили и их противники – фашистские офицеры Нагель (Борис Левин) и Пельцер (Яков Бураков). Но наиболее сильной и глубокой актёрской работой был признан образ предателя Скробата-Неманского, который создал народный артист БССР Николай Звездочётов, один из лучших актёров-трагиков белорусской сцены. Его герой, не выдержав пыток в фашистском застенке, согласился сначала на небольшую измену, а затем пошёл на всё новые уступки фашистам. Судьба его заканчивается бесславно: партизаны наказывают его смертью. Согласно отзывам печати, актёр исполнял эту роль «очень убедительно, многогранно, с настоящим драматизмом». Зритель видел драму Скробата во всех его подробностях, видел все его страдания, но вместе с тем не оправдывал его.

Последняя постановка Коласовского театра по произведению Крапивы прошла в 1983 году.Это был спектакль «Путанные тропы» по пьесе «На острии». Поставил его на то время главный режиссёр театра Валерий Мазынский. Сценографию создал Юрий Тур. Конфликт пьесы выявлялся в непримиримой гражданской и моральной позиции хирургов – талантливого, честного, бескорыстного Голубовича и циничного, самоуверенного Грушевского. К их спору об этических нормах, которыми должен руководствоваться врач в своей практике и частной жизни, присоединяется и заведующий хирургическим отделением Ракитный. В спектакле этот конфликт между Голубовичем (народный артист Беларуси Владимир Кулешов) и Грушевским (народный артист СССР Фёдор Шмаков) был подан актёрами открыто, крупно, без подтекстов и нюансов. Зритель сразу понимал суть и жизненное кредо каждого из героев и несомненно предпочитал первого. В пьесе Крапивы есть немало интересных образов. Актёры Коласовского театра со свойственной им способностью тонко постигать глубину человеческой психологии, создали очень убедительные, правдивые характеры. Впечатляли глубиной чувств народный артист Беларуси Георгий Дубов (Ракитный), заслуженная артистка Беларуси Галина Королькова (жена Голубовича) и ныне народная артистка Беларуси Татьяна Мархель (Зоя Антоновна).По-мастерски исполнила эпизодическую роль санитарки Анны Тихоновны народная артистка Беларуси Зинаида Конопелько. Её героиня привлекала своей простотой, добродушием, человечностью. Она была жизненно убедительной, несла в себе черты художественного обобщения.

Каждый из героев К.Крапивы выбирал свои жизненные тропы. У Голубовича, Зои Антоновны они ясные, прямые, а у таких, как Грушевский, – путанные, нечестные. Пафос произведения был в том, что настоящий человек должен идти дорогой добра, гражданского долга.

И ещё одну пьесу Кондратия Крапивы предполагалось включить в репертуар Коласовского театра. Речь идёт о фантастической комедии «Врата бессмертия», над которой уже начал работать в 2011 году художественный руководитель Коласовского театра Рид Талипов. К большому сожалению, этому замыслу не суждено было свершиться по причине преждевременной смерти режиссёра.

Многие пьесы зарубежных авторов дошли до зрителя, благодаря переводам выдающегося писателя. Один из недавних примеров – постановка коласовцами знаменитой трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Хочется надеяться, что придёт время, и произведения народного писателя Беларуси Кондрата Крапивы ещё найдут путь на коласовскую сцену.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка