ВЕДУЩИЙ МАСТЕР КОЛАСОВСКОЙ СЦЕНЫ РАИСА ГРИБОВИЧ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ

1 января 2021 года юбилей отмечает ведущий мастер коласовской сцены Раиса Грибович. Редкие из мероприятий, юбилеев известных в Витебске деятелей культуры и искусства обходятся без участия этой актрисы Национального академического театра имени Якуба Коласа. Она всегда создаёт уютную атмосферу встречи, когда часто сухие, дежурные поздравления вдруг меняет её меткий белорусский юмор, сочные народные шутки, чудесная материнская песня. Возможно, вот эта популярность и способствует тому, что зритель идёт в Коласовский театр специально на спектакли с участием Грибович.

Извилистый путь к актёрской профессии

Путь Раисы Грыбович к актёрской профессии был довольно извилистым. Творческие склонности наблюдались в ней ещё с детства. Родилась она в очень красивых живописных местах на Полесье, в деревне Синин, что на Пинщине. Ходила в среднюю школу в Мерчицах, где училась замечательная белорусская поэтесса Евгения Янищиц, чьё детство также прошло неподалёку. Может, этот факт и поспособствовал тому, что Раиса в юные годы начала сочинять стихи, которые даже печатались в районной газете. Но мечтала стать актрисой.

После восьми классов собиралась поступить в Горьковское театральное училище, но опоздала с документами. Назад в деревню возвращаться не захотела. И поступила в строительное профтехучилище в Пинске, после – тяжёлая работа каменщиком на стройке. Двоюродная сестра, оценив её вокальные способности, предложила записаться в народный ансамбль песни и танца «Полесские зори». С этим творческим коллективом Раиса странствовала по всей Беларуси, побывала в Польше, Германии. Но мечта о театре всё-таки не исчезла.

Бросив Пинск, девушка поступила в Гродненское училище искусств. На защите дипломов присутствовал сам Владимир Мищанчук (на то время директор Гродненской драмы), который пригласил её на работу в этот творческий коллектив. Но всё решил звонок прежнего директора Коласовского театра Геральда Асветинского. Он искал молодую девушку на роль Настеньки в «Нестерке», ему предложили Светлану Жуковскую, но преподавательница Зоя Питкевич очень советовала посмотреть и Раису. Дескать, у неё народный колорит, чудесный голос, она хорошо разговаривает на белорусском языке. Сначала директор отказывался, а затем дал согласие. Так Раиса и Светлана вдвоём приехали в Витебск и остались здесь до сегодняшнего времени.

Первые роли

Начинала Раиса Грибович, как это велось в те времена, с выхода в массовых сценах, с эпизодов, когда очень повезёт, то и вводов на центральные роли. Первой из таких была самогонщица Давыдиха в народной комедии «Весёлый денёк» по пьесе В.Покровского. Сложность работы была в том, что роль возрастная, к тому же ей нужно было заменить, а позднее играть в паре с заслуженной артисткой БССР Валентиной Петрачковой, настоящим мастером коласовской сцены, работы которой для Раисы были настоящим образцом. И она также стремилась к такой органической простоте, естественности, жизненной убедительности, правдивости чувств.

Позднее эти её качества заметил и оценил режиссёр Валерий Маслюк и предложил роль Лаймы в народной комедии-притче «Клеменс» по пьесе Казиса Саи. Это был также образ, как говорят, «из народа», но более близкий по возрасту и потому более понятный актрисе. Она тянется к Скалнасу, главному герою пьесы, которого хотят сосватать за неё, хотя и понимает, что насильно мил не будешь. Сколько таких драматических женских судеб довелось потом создать на коласовской сцене!

Учёба у Элины Быстрицкой

Знаковым событием в своей жизни актриса считает поступление в Государственный институт театрального искусства в Москве на курс народной артистки СССР Элины Быстрицкой в 1986 году. Ведь развивалась там как творческая личность, накапливала интересный и полезный опыт, посещала лучшие театры российской столицы, видела некоторых молодыми артистами, а сейчас они уже корифеи. В учебных отрывках повезло сыграть такие роли, о которых в театре доводилось только мечтать, – Нюрку из розовской пьесы «В день свадьбы», Бланш из «Трамвая «Желание» Уильямса, королеву Маргариту из «Ричарда III» Шекспира, Полину Андреевну из «Чайки» Чехова. Очень хотелось, чтобы её знаменитый педагог смогла увидеть и оценить образы, созданные ею на коласовской сцене. К сожалению, не получилось. Хоть встречи были и после окончания учёбы. Например, в Минске, после спектакля «Горе от ума», где Эльвира Авраамовна играла роль Хлёстовой. Уже будучи взрослой актрисой Раиса Степановна представляла, как бы оценила педагог её работы, в особенности в классическом репертуаре, такие, как Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.Гоголя или Шаблова в «Поздней любви» А.Островского.

Встречи с Борисом Эриным

В 1991 году художественным руководителем коласовского театра стал заслуженный деятель искусств Украины Борис Эрин, режиссёр с большим опытом, с мощной московской театральной школой. Достаточно сказать, что он учился у таких корифеев, как В.Пашенная, А.Дикий и Н.Горчаков. Несмотря на солидный возраст, он оказался очень чутким и к современным веяниям, к экспериментам. Программным спектаклем, который он успел выпустить в качестве художественного руководителя, был «Ревизор». Точнее, он назывался иначе: «ЧП-1» и «ЧП-2». Раисе Грибович была предложена роль Марьи Антоновны. Режиссёр советовал актрисе идти не от её внешней фактуры, а найти что-то противоположное. «Вы как будто бутончик», – говорил он на репетиции, тем самым подсказав «зерно роли». И она двигалась будто на пуантах, словно балерина.

 

Женщины «из народа»

Наиболее удавались актрисе народные героини. Поскольку детство прошло в деревне, она часто встречалась с такими женщинами, могла подсмотреть и запомнить их в тех или иных жизненных ситуациях. Наиболее яркий пример – Мальвина из «Нестерки» по пьесе Виталия Вольского, «визитки» Коласовского театра. Эту роль в 2006 году художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский ей доверил, когда занимался воссозданием спектакля. Тогда актриса сама уже была матерью, имела двух дочерей и потому забота Мальвины о счастье своей Настеньки была ей хорошо знакома и понятна. И потому не хотелось играть злобную, склочную женщину: да, она может гаркнуть, но внутренний голос ей подсказывает, что лучше выдать дочь за любимого человека. Очевидно, что в этой роли Раиса Грибович более мягкая, чем другие актрисы, предыдущие исполнители (Я.Глебовская, З.Конопелько, Л.Писарева, Т.Скворцова), но это принципиально.

 

Среди других народных персонажей в исполнении Раисы Грибович можно назвать Магрету («И смех, и грех» В.Голубка, Л.Родевича), Молодуху («Конский портрет» Л.Родевича («Шутки»), Татьяну из «Любви по переписке» Л.Вашко, Розку из драмы В.Маслюка «Под солнцем», Ивановну в «Аделаиде» Ж.Унгарда. И, конечно же, Кулину из «Залётов» В.Дунина-Марцинкевича.

 

 

В одной из статей известный белорусский театральный критик, кандидат искусствоведения Тамара Горобченко сравнила её со знаменитой купаловской актрисой Верой Пола. Очень уж напоминал этот персонаж Агату из «Павлинки».

 

В ролях из классического репертуара

Отдельное место в творчестве актрисы занимают роли мирового классического репертуара. В работе над ними Раисе Грибович в особенности помогли те уроки, та профессиональная подготовка, которую она получила на курсе Элины Быстрицкой, а также совместная работа с такими мастерами коласовского театра, как Фёдор Шмаков, Зинаида Конопелько, Владимир Кулешов, Людмила Писарева, Николай Тишечкин, Болеслав Севко. После Марьи Антоновны были Простакова в «Недоросле» Д.Фонвизина, Проня – «За двумя зайцами» М.Старицкого, Шаблова в «Поздней любви» и Глумова в «Мудрецах» А.Островского, Мерчуткина в «Смешных людях» по одноактным пьесам А.Чехова.

 

В особенности выделяется работа актрисы в спектакле «Тайбелэ и её демон» И.-Б.Зингера и И.Фридмана. При всём характерно-комедийном отображении основной драматической линии, образ Генендель, созданный Грибович, покорял удивительной мягкостью, едва прикрытым отчаянием одиночества.

 

В образ Бернарды из драмы Ф.Г.Лорки «Дом Бернарды Альбы» актриса привносило демонические, зловещие краски, что позволило некоторым критикам назвать её «Мефистофелем в юбке». Грибович в этой роли прекрасно сочетала экспрессивность, драматизм и даже гротеск. Спектакль готовили молодые болгарские режиссёры Димитр Димитров и Йордан Славейков. Отличительность была уже в том, что они работали вдвоём. Данная роль была своего рода испытанием и физических, и психических возможностей. Думала, что не одолеет, так как слишком много энергии зла, насилия в этой пьесе и роли. И это смущало, боялась, чтобы себя не разрушить изнутри. Вообще-то играла разных нечистиков – и Бабу Ягу, и Кикимору, но наделяла отрицательных персонажей какими-то хорошими чертами, а здесь нельзя это делать. И те, кто помнил Грибович в ролях народного либо комедийного, бытового плана, увидел её в совсем другом облике. Изначально режиссёры хотели сделать более авангардный спектакль. С течением времени и с каждым новым показом образ немного менялся. И где-то там, где актриса была более жестким судьёй для своего образа, она находила более мягкие черты для оправдания своей героини – там, где она открывала в ней человека и её страх, который нельзя показать другим. Некоторые хорошо знакомые актрисе зрители говорили: «Как можно так перевоплощаться, это же вовсе не ты».

 

В «Смешных людях» Раиса Грибович при всей своей актёрской необузданности и способности к яркой импровизации, стремится подчинить себя точному режиссёрскому заданию, вписать свой образ в общую партитуру спектакля. Чем больше раскаляет себя бухгалтер Хирин (Е.Береснев), тем более спокойной и уверенной в себе кажется Мерчуткина. Особенно забавной является сцена, где в самый пик «битвы» за выживание, она раскладывает на письменном столе бухгалтера импровизированный обед и вкусно хрустит огурцом. Все сцены с её участием проходят виртуозно.

 

Её Глумова из «Мудрецов» А.Островского не может похвастать знатностью происхождения, хорошим образованием, а также хоть каким-либо банковским счетом. Зато она наделена природной смышлёностью и аккуратностью, трудолюбием и совестью, отсутствием амбиций и прагматизмом, безмерной материнской любовью и заботливостью. Исполнительница осовременила, модернизировала образ, добавив к нему некоторые типично мужские качества, что обусловило развитие интриги «Мудрецов». Раиса Грибович представила гремучую смесь из материнской любви без границ, авантюризма, зависти, болтливости и беспросветной глупости.

 

Сказочные персонажи

Актриса создала целую галерею сказочных персонажей. В особенности активно она работает в этом направлении в последнее время. Запоминаются её Церемониймейстер из «Приключений Чиполлино» А.Бадулина и А.Чутко по Д.Родари, который является своего рода двигателем событий спектакля, колоритное, мечтательное Облачко и современная, модерновая бабушка Агапа в «Огненном льве» А.Кружнова, жадная и коварная Барабуля в «Колдунье и Динозаврике» А.Якимовича, почти опереточная Жучиха, которая напоминает одну из современных фанаток в «Приключениях Дюймовочки» П.Исайкина по Х.-К.Андерсену. В этих и других детских спектаклях она легко импровизирует, находит интересные приспособления, активно контактирует с детским залом, владеет хорошей пластикой и голосом. Все эти элементы способствуют успеху у юного зрителя.

 

 

Современные героини

Ширина диапазона и разноплановость актрисы позволили режиссёрам занимать её в спектаклях самых разных жанров. Здесь и социально-психологические драмы, и лёгкие комедии, и притчи. Наиболее ярким, по мнению критиков и зрителей, стал образ матери Димона в современной драме «Лифт» по пьесе белорусского драматурга Юлии Чернявской. В исполнении Раисы Грибович это почти документально обозначенный, трагикомедийный, абсолютно жизненный женский тип. Склонная к крепким напиткам, она и на личной жизни, несмотря на солидный возраст, вовсе не собирается ставить крест. Именно эти обстоятельства возвели невидимую стену между матерью и Димоном. В финальной части актриса достигает почти трагической высоты, когда её героиня находит в подушке спрятанную сыном награбленную валюту. К ней будто приходит осмысление собственной трагической вины — того, что своего Димона она, в погоне за личным женским счастьем, окончательно утратила. На X Московском международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец» (Москва, Россия, 2013) ведущий мастер сцены Раиса Грибович была отмечена специальным дипломом «За яркий образ Матери Димона в спектакле «Лифт».

 

Успех у зрителя имели и её сценические образы, созданные в спектаклях: «Психоаналитик для психоаналитика» Д.Балыко (Рая), «Он. Она. Окно. Покойник.» Р.Куни (сестра Фостер), «Ещё раз о любви» по В.Шукшину (Фёкла Кузовникова и мать Серёги), «Моя жена – лгунья» М.Мэйо и М.Эннекена (мисс Петигтон), «Любовь и налоги» У.Ван Зандта и Д. Милмор (Вивиан Трэчмен).

 

 

В одной из последних премьер театра – спектакле «Старый-престарый сеньор с огромными крыльями» А.Курейчика Раиса Грибович исполняет небольшую роль Дочери. Там и текста совсем нет. Но героине Р.Грибович, самой некрасивой девушке в посёлке, удаётся найти взаимопонимание с главным героем Ангелом (Г.Гайдук), выйти на духовный, душевный контакт. Авторы спектакля через этот образ рассуждают о настоящей, внутренней красоте человека, к которой каждый из нас, по-видимому, должен стремиться. Только тогда мы сможем понять ангелов. Несомненно, этим образом мастер сцены ещё раз доказала и подтвердила знаменитое выражение Станиславского, что небольших ролей не бывает.

 

Коллектив Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа
поздравляет ведущего мастера сцены, обладателя звания «Человек года Витебщины-2009»
Раису Степановну Грибович
с юбилеем и желает ей новых ярких ролей, зрительского успеха,
поддержки верных друзей, интересных замыслов, которые обязательно осуществятся.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка