ЯНИНА ГЛЕБОВСКАЯ. К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

21 ноября 1926 года в Витебске торжественно открылся Белорусский государственный театр второй (БДТ-2), так первоначально назывался будущий знаменитый творческий коллектив – Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа. Большая команда актёрской молодёжи приехала в середине июня в город над Двиной. Выпускники Белорусской драматической студии в Москве, где учились под руководством режиссуры Московского художественного театра, прибыли со своими педагогами – Валентином Смышляевым и Борисом Афониным. Среди 35 молодых артистов была и Янина Глебовская, будущая народная артистка БССР.

 

Родилась Янина Казимировна 24 октября 1901 года в Минске в семье секретаря женской гимназии. Окончив среднюю школу, устроилась на работу помощником письмоводителя в руководстве Южной железной дороги. Мечты о театральной карьере не покидали девушку. Актёрскую работу она начала в 1919 году в Первом товариществе белорусской драмы и комедии, где сыграла роль Жены писаря в «Писаревых именинах» В.Голубка. В 1920 году поступила в молодёжную студию при БДТ-1 (будущем Купаловском театре) в качестве артистки балета. Талантливую девушку заметили, отметили и направили учиться в Москву, откуда она попала на постоянную работу в Витебск.

Творческую деятельность начала с маленьких эпизодических ролей, в которых она не могла ещё проявить свои театральные возможности. Способность актрисы создавать интересные, разноплановые образы и в то же время нигде не повторяться раскрылась в постановке «Разлом» по пьесе Б.Лавренёва, поставленной театром в 1928 году. Янина Глебовская исполняла роль жены капитана Берсенева. Образ получился интересный, жизненно убедительный.

В спектакле по пьесе А.Корнейчука «Гибель эскадры» актриса выступила в роли Оксаны, героического комиссара-женщины времён Гражданской войны. В этом образе проявились богатые сценические данные Глебовской. Затем была главная роль в пьесе К.Транёва «Любовь Яровая». За годы работы в театре Янина Глебовская прожила столько женских судеб, столько разных чувств и оттенков любви, что можно составить своеобразную энциклопедию женского сердца. Все героини актрисы – женщины со сложной судьбой, которым довелось пройти через большие испытания на пути к своему собственному счастью.

Наиболее актриса проявила себя как создательница колоритных народных характеров, что выявилось уже с первых лет работы в Коласовском театре. Домицеля в купаловских «Примаках» – один из таких образов. Спектакль вошёл в «Вечер белорусских водевилей», поставленный Павлом Молчановым. К слову, на одном из показов присутствовал и сам народный поэт Беларуси Янка Купала, автор этих сценических произведений. Постановка получила высокую оценку с его стороны.

 

Но наиболее полно индивидуальность актрисы раскрылась в образе Мальвины в спектакле «Нестерка» по пьесе Виталия Вольского в постановке Наума Лойтера. В том, что постановка так долго существует в репертуаре коласовцев и имеет неизменный успех у зрителей, есть заслуга и Янины Глебовской. Актриса играла женщину властную, чванливую, охочую к почитанию. Она, во что бы то ни стало, желает возвыситься до панства. Исполнительница отлично раскрывала характер своей героини. Янина Казимировна играла эту роль с 1941 года и до своего выхода на пенсию в 1973 году. Один из артистов Коласовского театра Иван Вашкевич вспоминал, как во время гастролей в Смоленске актрисе сообщили о смерти мужа, художника декорационного цеха театра. Но это большое личное горе не повлияло на филигранную, неповторимую игру Янины Казимировны, не отразилось на качестве спектакля. В финале произошёл настоящий триумф. Зал приветствовал артистов по-белорусски: «Шчыра дзякуем! Ма-лай-цы!»

 

Среди лучших народных образов, созданных актрисой, стоит также назвать Югасю («Гроза будет» А.Звонака по трилогии Якуба Коласа «На перепутье»), Горпину в «Алазанской долине» К.Губаревича и И.Дорского, Антонину Тимофеевну из комедии А.Макаёнка «Извините, пожалуйста!», Павлючиху из «Левонихи» П.Данилова, старуху Жигоцкую из «Войны под крышами» А.Адамовича, Суходол из «Сердца на ладони» И.Шамякина.

Глебовская – актриса очень национальная, белорусская. Отсвет её творческой индивидуальности виден в самых разных сценических образах – латышки Орты в постановке драмы Я.Райниса «Ветрик, вей!», в спектаклях по произведениям А.Островского, Л.Толстого, М.Горького.

Одной из наиболее крупных работ, созданных актрисой, является Васса Железнова из одноимённой драмы Максима Горького. Спектакль с таким названием поставил в 1953 году на коласовской сцене Николай Мицкевич. В постановке показывалась непримиримая борьба за новое поколение, за то, каким ему быть, чью эстафету оно понесёт в жизнь. Васса яро отстаивает свои позиции, она готова на любой нечестный поступок, любую подлость, только бы вырастить из внука потомка своих капиталов и своего дела, а Рашель (её играла Мария Белинская) страстно и бескомпромиссно борется за свои права на сына, она не хочет допустить влияния на него чужих ей взглядов. В актёрском исполнении выразительно ощущалась невозможность ни понимания, ни примирения двух противоположных позиций, было очевидно, что моральное преимущество умной и человечной Рашель над жестокой и бессердечной Вассой.

Мысль о том, как неумолимая власть денег калечит человеческие души, подтверждал и образ Матрёны, матери Никиты в знаменитой, легендарной постановке Бориса Эрина драмы Льва Толстого «Власть тьмы». С большим мастерством раскрыла Янина Глебовская суть этой тёмной, зловещей женщины, которая толкает своего сына на преступление – убийство ребёнка. Вот она, алчная и разъярённая Матрёна, шепчет Никитке: «Никитушка, сынок, ну, бери лопату и только выкопай ямку, а всё остальное мы сами сделаем». Роль, сыгранная народной артисткой, по свидетельству критиков, явилась образцом проникновения в самые глубокие тайны неповторимого сценического характера.

А вот совсем другой, противоположный образ – Орты, созданный Яниной Глебовской в спектакле «Вей, ветерок!». Образ матери-мадонны, которая жертвует всем благосостоянием и будущим ради счастья своей «Байбалыньки-черемшинки в полном цвету», девушки-сиротки.

   

 

Среди других образов, созданных выдающейся белорусской актрисой, можно назвать Полину во «Врагах» и Маланью из «Егора Булычёва и других» М.Горького, Атуеву из «Свадьбы Кречинского» А.Сухово-Кобылина, Унтер-офицерскую вдову из «Ревизора» Н.Гоголя, Улиту, Курослепову и Фелицату из пьес А.Островского «Лес», «Горячее сердце», «Правда – хорошо, а счастье лучше», Дандальскую из «Дам и гусаров» А.Фредро.

Всего в послужном списке народной артистки Беларуси около 200 ролей – центральных и эпизодических, комедийных, острохарактерных, драматических.

 

Ушла из жизни Янина Казимировна Глебовская 16 декабря 1978 года. Её творчество является яркой страницей в истории Коласовского театра и белорусского сценического искусства.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

 

ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

           

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

           
          

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка