КОРЕНЬ КВАДРАТНЫЙ

– У нас самая большая мастерская в Витебске, – будто шутит Александр Слепов. Но это действительно так. Над зрительным залом колосовского театра, на шестом этаже, под самым небом, судьба собрала трёх художников – Александра Слепова, Андрея Жигура и Наталью Ермолову. Соединённые работой в театре, постепенно, в длинных разговорах, обсуждениях, спорах об искусстве, о его задачах и методах, они нашли общее и основали творческое объединение «Корень квадратный». А напоследок октября в Витебском центре современного искусства открылась выставка с одноименным названием.

 

 

 

– Дегуманизация искусства довела до полного опустошения залов. Этому есть толкование, – подчеркнул на открытии Александр Слепов. – Авангард не может быть 100 лет. Приходит другое время, другое понимание искусства. Мы хотим обратиться к более широкому зрителю, не к тому научно-популярному, который в двух линиях ищет и находит смысл. В итоге всяческое концептуальное искусство скатывается к визуальному. Дегуманизация пришла к такому уровню, когда осталось только формальное. Сегодня зритель ищет образное начало, почву для раздумья, он хочет общаться с художником. Можно ненавидеть картину, но когда она тебя держит, значит, автор чего-то достиг, его можно поздравить. Искусство, которое стучится в души людей, имеет право на жизнь.

Потом, в частном разговоре, Александр Слепов заметил, что поддержку своим взглядам он нашёл в работе испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства, или Восстание масс». Утерявшее просветительскую функцию, искусство начало служить самому себе. Широкий зритель, который не мог понять новых концептуальных форм, не изучал историю искусства, ощущал себя одураченным и умалённым. Казалась бы,  Казимир Малевич поставил точку в процессе дегуманизации, написав свой «Чёрный квадрат», но нет… Беспредметность углубляется, доводится до абсурда. Стоит припомнить современные мероприятия русского художника Давида Рю. Искусство становится шоу, обслуживает зрителя, приносит только наслаждение, наступает время бездуховности…

– «Корень квадратный» –  как действие обратного возведения в степень, – отметил на открытии Андрей Жигур. – Сегодня человек очень просто играет ключевыми понятиями и воздвигает игру в такую степень, что забывает о первоисточниках. На наш взгляд, образное искусство праотец искусству в целом. Форма может быть не натуралистической, не реалистичной, но образ, по нашему суждению, должен быть обязательно. И это стало основным постулатом нашего творческого объединения.

Уйти от примитивного наслаждения и дойти до катарсиса, стремиться стать творцом, который отображает своё время, влиять на зрителя образом и через образ стремиться к очищению души, к пониманию, в чем дело бытия, и в итоге гуманизировать искусство – такие сложные задачи ставят перед собой три витебских художника. Для них образ есть квинтэссенция искусства.
 

– Александр Михайлович Слепов подарил самое дорогое, что может быть, – мечту, – признаётся Наталья Ермолова. – Это тот момент, когда ты уже знаешь своё назначение на земле, занимаешься тем, что тебе нравится. Он научил нас заглянуть внутрь себя, и отозваться: нам есть, что сказать,  это имеет форму и образы. Я поняла, что мечты сбываются.

На открытие выставки пришли витебские творцы – представители разных видов искусства.
– Теперь я вижу, что не одинокий, когда пробую, начинаю догадываться о смысле жизни, – отметил Валерий Анисенко, директор – художественный руководитель Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа. – Это так важно ощущать плечо поддержки рядом. В особенности, когда всю нашу жизнь «убили» штампами, клише, «базарами»… А надо быть личностью, самим собой, иметь смелость смотреть на этот мир своим взором!..

В созвучии с Валерием Анисенко высказался и директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников:
– Сегодня Центр современного искусства выполняет миссию, которая была первоначально заложена. Эта выставка не оставляет никого безразличным. Она создаёт прецедент штампу и безразличию к искусству. Она вызывает бурю противоположностей, и творчество художников также противоречиво – спорное, интересное, страшное, агрессивное, романтичное… Благодарю художников за то, что они осмелились на подобный проект, осмелились показать себя с той стороны, с какой их никто не видел. Это требует переосмысления и выводов – для Центра, для искусствоведов, для зрителей.

 

К слову, «Корень квадратный» открыт для других творцов – художников, музыкантов, поэтов, – которые найдут свои идеи и методы близкими к новому творческому объединению. Контакты: nakatka@yandex.ru

Сама выставка работает до 10 ноября. Адрес: Витебск, улица Белобородова, 5. Музей «Витебский центр современного искусства».

Александр Слепов окончил художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института. Работал на комбинате искусств, специализировался по деревянной скульптуре. Член Белорусского союза художников и творческого объединения «Квадрат» (Витебск). Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях более 12 стран мира, в том числе в Польше, Израиле, Канаде, США, Швеции. Сейчас работает художником-декоратором в театре имени Якуба Коласа.

Андрей Жигур окончил художественно-графический факультет, магистратуру Витебского государственного университета. Член молодёжной секции Белорусского союза художников. В театре имени Якуба Коласа работает художником.

Наталья Ермолова окончила Витебский государственный технологический университет по специальности «Коммуникативный дизайн». Серьёзно живописью и графикой занимается на протяжении нескольких последних лет. В театре имени Якуба Коласа работает художником-дизайнером.....

 

Алесь ЗАМКОВСКИЙ.
Фота Марины КОТЛЯРОВОЙ.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                        

 

X