МОЩНЫЙ ТАЛАНТ АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНСКОГО
11 ноября 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения Александра Ильинского, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, одного из основателей Коласовского театра.
Когда перелистываешь страницы истории театра имени Якуба Коласа, запечатлённой в различных книгах – монографиях, учебниках, газетных статьях, когда слушаешь воспоминания старейшин творческого коллектива, первое имя, которое припоминается – Александр Константинович Ильинский. Те, кто видел его на сцене, соприкасался с ним в жизни, с восхищением вспоминают эти моменты. Он был кумиром зрителей, которые обычно спрашивали в кассе: «Играет ли сегодня Ильинский?» В противном случае некоторые разочарованно отходили в сторону и останавливались в глубоких раздумьях, задаваясь вопросом, стоит ли идти сегодня на спектакль. Ильинский был образцом если не подражания, то верности, преданности театру и высокого профессионализма для молодых актёров. И он был очень скромным и простым человеком. Даже сегодня его бывшие коллеги признаются, что у него никогда не было ни тени высокомерия или каких-либо признаков звёздной болезни. Мощный талант в сочетании со скромностью, мудростью и добротой.
Родился он в городке Мир Новогрудского уезда Гродненской губернии. Его творческий путь, как и у многих впоследствии известных художников, начался со школьной самодеятельности. А позже – Минск, ставший в то время центром расцвета белорусской культуры и искусства. Здесь в первые годы после революции были организованы новые театры, студии, кружки различных направлений. Шура Ильинский как начинающий актёр попадает в один из таких молодых творческих коллективов под названием «Современный театр». Вскоре он (вместе с братом Николаем, будущим известным драматургом) вступил в Первое Белорусское товарищество драмы и комедии, возглавляемое Флорианом Ждановичем. С открытием БДТ-1 (будущего театра имени Янки Купалы) он перешёл туда, где были сыграны все доступные ему, бывшему артисту-любителю, небольшие роли. Он приходит к выводу, что необходимо получить специальное театральное образование. А в 1922 году поступает в Белорусскую драматическую студию в Москве. Преподавателями у него были известные артисты и режиссёры МХАТа и других столичных коллективов Валентин Смышляев, Софья Гиацинтова, Борис Афонин и другие, которые пытались сделать из учеников студии настоящих художников.
Среди будущих артистов, поселившихся в большом вестибюле кинотеатра «АРС» на Арбате, выделялся темнокожий, легкий и гибкий юноша – Шура Ильинский. Почему-то он выбрал для себя кассу, которая находилась недалеко от вестибюля. Парень в шутку сказал: «Живу со всеми удобствами. Сплю, скорчившись в три погибели, накрываюсь дырявым покрывалом, но каждую ночь могу читать до обморока».
В 1926 году в Витебск приехала группа выпускников студии, составившая ядро БДТ-2 (первоначально так назывался будущий театр имени Якуба Коласа). Одной из первых ролей Ильинского стал Чёрт из комедии Франтишка Олехновича «Чёрт и Баба». Его выступление произвело на зрителей незабываемое впечатление. Старый, облезлый, оборванный, поцарапанный, но обаятельный, общительный и чрезвычайно выразительный. Несчастный и в то же время такой домашний, родной, что захотелось его пожалеть. Ильинский очеловечил его. В этой роли актёр прекрасно раскрыл свой уникальный комедийный талант и показал великолепное умение владеть собственным телом.
В новом театре Ильинский постепенно развивался и рос как творческая личность. Поначалу он играл небольшие, эпизодические роли: Пети Хваткина в «Разломе» Б.Лавренёва, Политрука в «Первой конной» Вс.Вишневского. Но играл он блестяще, создавая яркие, размашистые образы. Постепенно артисту стали доверять и более крупные роли. С большим мастерством он сыграл Швандю в «Любови Яровой» К.Тренёва. Там он соединил комедийные элементы с героической направленностью образа. Среди классических образов того времени выделим его Фигаро из «Женитьбы Фигаро» Ж.-Б.Бомарше. Режиссёру спектакля Павлу Антокольскому была нужна пластичность актёра, умение импровизировать.
Позже Ильинский создаст целую галерею классических образов. Среди них Хлестаков в «Ревизоре» Н Гоголя, Расплюев из «Свадьбы Крачинского» А.Сухово-Кобылина, Робинзон из «Бесприданницы» и Счастливцев в «Лесе» А.Островского. Смелый, молодой, дерзкий, «без царя в голове» — это Хлестаков-Ильинский. Робинзона и Счастливцева объединяла в спектаклях одна тема – «маленький человек». Униженный и оскорблённый провинциальный актёр — не клоун в исполнении Ильинского, а человек, растоптанный тогдашним обществом, стоящий по другую сторону закона. В образе Расплюева, как писали современники, художник поднялся на давыдовскую трагическую высоту в трактовке этой роли и в то же время был смешон, жалок и ужасен. Это была целая гамма взлётов и падений человеческого духа, испорченного золотом и жадностью.
Особое место в большом количестве его ролей занимает работа над шекспировскими образами. В «Гамлете» артист сыграл Полония и Первого Могильщика. Сыграл на таком уровне перевоплощения, что зритель, только взглянув в програмку, мог распознать, что эти роли сыграны одним актёром. Полоний – хитрый придворный, покорный слуга. В этом образе соединились грим, походка, лисьи манеры и интонации, циничное отношение к человеческим чувствам. А Первый Могильщик был простодушным клоуном, полной противоположностью Полонию, весь земной и народный.
Ильинский умел создавать сложные человеческие характеры в сложных ситуациях. Таковы были его образы в произведениях белорусской драматургии. В спектакле по Якубу Коласу «Война войне» Александр Константинович сыграл Демьяна Деменю, простого солдата из белорусских крестьян. Ни серая шинель, ни армейская муштра, ни фронтовые невзгоды не погубили его природный оптимизм, народный юмор и находчивость. Эти черты характера простого человека были переданы Ильинским с исключительной искренностью и жизненной убедительностью.
Реализм и народность Якуба Коласа были очень близки художнику, что проявилось в образе деда Талаша в спектакле «В пущах Полесья». Газетные рецензии на этот спектакль отмечали его патриотизм, глубокую народность и героический характер Талаша в исполнении Ильинского. Интересен факт, что Александр Константинович приехал на родину Талаша, на Полесье, и некоторое время жил там, изучая и вникая в этого персонажа.
Самой большой удачей артиста стал образ Нестерки в одноименной комедии Виталия Вольского. После Ильинского сменилось много исполнителей, но никому не удалось превзойти первого исполнителя по тому обаянию, мудрости и юмору, которыми обладал артист. Старейшины, видевшие это произведение, работают в театре и сегодня. По их свидетельствам, это был очень теплый образ. Это очарование и теплота сделали образ близким, как бы знакомым тысячам зрителей. За роль Нестерки артист был удостоен Государственной премии СССР.
Почти на закате творческой карьеры Александр Ильинский создает ещё один знаковый образ (на этот раз глубоко трагичный) – Тевье-молочника из инсценировки одноименного романа Шолам-Алейхема. Это было задолго до знаменитой «Поминальной молитвы» Григория Горина. Выступление колосовцев имело оглушительный успех как в самом Витебске, так и за его пределами (тем более, что эта тема в те времена не особо приветствовалась). Бывшая актриса театра имени Якуба Коласа Людмила Загребельная, которая сама играла в спектакле, сегодня вспоминает, как на гастролях в Бобруйске зрители даже в инвалидных колясках пытались попасть на этот спектакль. Не только сам зрительный зал, но и проходы между рядами были плотно заполнены людьми. Ильинскому и другим артистам долго аплодировали.
В чём был секрет успеха истинно народного артиста? Наверное, в том, что это был оригинальный, природный, неповторимый талант: он любил свою профессию до самозабвения, отдавался ей целиком. А любовь, как и искусство, не знает компромиссов.
В 1966 году об Ильинском был снят фильм «Жыццё на сцэне» (Беларусьфильм).
Александр Константинович Ильинский скончался 28 марта 1967 года. Похоронен на Мазуринском кладбище. Памятник-стелла включён в Государственный список историко-культурных ценностей Витебска.
Установлена мемориальная доска на доме №23 по улице Суворова, где артист жил с 1952 по 1967 годы.
В 1967 году в его честь улица Верхненабережная была переименована в улицу Ильинского. На сегодня он единственный из артистов-коласовцев, именем которого названа одна из улиц Витебска.
В 2023 году на телеканале «Вітебск» в рамках передачі «Витебские портреты», посвящённой 85-летию Витебской области, был снят фильм об Александре Ильинском.
Добавить комментарий