В СПЕКТАКЛЯХ РИДА ТАЛИПОВА ОЩУЩАЛАСЬ ДУША
Рид Сергеевич Талипов. Яркая, выдающаяся личность в белорусском сценическом искусстве. Один из создателей студийного движения в Беларуси, пик которого пришёлся на 80-90-е годы XX столетия.
Творческий коллектив - театр–студия «На площади Победы» - был хорошо знаком минским театралам. Отличительные черты - изысканность стиля (ещё недавно называемого «буржуазным»), эстетика абсурда и парадокса, акцентированная образность мизансцен, эротичность, подчёркнутая чувственность, смелость отдельных натуралистических деталей. Эстетическую концепцию своего театра художественный руководитель, режиссёр, сценограф и музыкальный оформитель Рид Талипов определял как красоту отношений, мира, тела и души каждого человека Там активно ставилась абсурдистская драматургия, мимо которой белорусский театр фактически прошёл ранее. Славомир Мрожек. «Стриптиз». Тадеуш Ружевич. «Картотека». Патрик Зюскинд. «Контрабас». Из русской классики – «Яма» Александра Куприна.
Рид Сергеевич был человеком поразительно одарённым. Начинал работать в Свердловске художником-гравёром на машиностоительном заводе, а затем мультипликатором на киностудии. Мечтал стать певцом и учился на вокальном отделении Нижнекамского музыкального училища. Увлечение пением и привело его в Минск, где в то время открывался театр музыкальной комедии. Но потом увлёкся режиссурой.
Вначале открыл свою любительскую театральную студию в подвальном помещении одного из минских ЖЭСов, позднее студийцам выделили класс, а затем и спортивный зал в соседней школе. Спектакль «А зори здесь тихие…» получил сразу несколько призовых мест на разных конкурсах и даже был показан на сцене Театра юного зрителя. На занятия приходили и дети, и взрослые. Многие из них позднее стали известными артистами. А он на самом пике успеха вдруг уезжает в Москву, где поступает на режиссёрский факультет в Щукинское училище, а позднее переводится в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Его преподавателями были выдающийся вахтанговец Евгений Симонов, позднее знаменитые Анатолий Эфрос, Михаил Туманишвили, Сергей Арцыбашев. Дипломным спектаклем у Рида Талипова был «Король Лир».
Позднее опять возвращается в Минск, где с группой единомышленников создаёт Театр-студию «На площади Победы». Определённый отрезок времени был связан с работой за пределами страны. Это Польша (Люблинский театр имени Астэрвы), Словения (города Крань, Лиственица, Любляны), Германия (Карлсруэ), Австрия (Инсбрук). Там он ставит «Служанок» Жана Жене, «Короля Лира» Уильяма Шекспира, «Усталого дьявола» Сергея Ковалёва. Австрийская пресса сравнивала его спектакли с фильмами Федерико Феллини.
Рид Сергеевич всё время искал свой театр. Искал и не находил. А потому ставил спектакли в разных театрах страны. И это были чрезвычайно интересные постановки, отмеченные дипломами и призами на разных международных фестивалях. Например, спектакль Республиканского театра белорусской драматургии «Усталый дьявол» получил Гран-при на «Белой веже» в Бресте. Среди других постановок – «Комедиант» Алеся Асташонка о Винценте Дунине-Марцинкевиче, одном из основателей белорусского театра и драматургии, в бобруйском театре, носящем его имя, «Такая долгая гроза» Светланы Бартоховой в Гомельском молодёжном театре, «Чайка» Антона Чехова, «Вечный Фома» по Достоевскому и «Пять вечеров» Александра Володина в Гомельском областном драматическом, «Месяц в деревне» в Брестском театре драмы, «Шестеро персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в Могилёвском областном драматическом театре, «Голубчик» Колет в Минском театре-студии киноактёра, «Иванов» Антона Чехова в столичном театре-студии «Дзе-я?», «Тартюф» Жана-Батиста Мольера и «Татьяна» Натальи Птушкиной в Гродненском областном драмтеатре.
Приглашение Рида Талипова в Коласовский театр было сначала на разовые постановки. А затем и на постоянную работу в качестве художественного руководителя. Немалую роль в этом сыграло знакомство мастера с народной артисткой Беларуси Светланой Окружной, которая подарила Талипову двухтомник пьес Леонида Андреева. Одну из них – «Екатерину Ивановну» – режиссёр позднее взял для постановки.
В спектакле режиссёр создал прекрасный актёрский ансамбль, но первая скрипка в нем принадлежала, конечно, Светлане Окружной. Она сумела обнажить самые потаённые стороны женской психологии, причём делала это на уровне подсознания, руководствуясь в особенности утончённой интуицией. Рид Талипов подарил тогда витебским театралам произведение, в котором царила «тотальная» красота. Его сценография – минимализм декораций, супрематическая графичность, игра трёх цветов – белого, чёрного, красного - и аристократичная живописность.
Вторая встреча коласовцев с Талиповым состоялась в спектакле «Васса». Он доказывал, что настоящего Горького зритель ещё не видел, так как в советское время спектакли по его произведениям или запрещали, либо режиссёры умышленно смягчали довольно резкие акценты в пьесах.
В сценической трактовке «Вассы» Риду Талипову удалось сблизить Максима Горького с его идейным антагонистом Фёдором Достоевским, в результате чего режиссёр и исполнитель главной роли Светлана Окружная не разоблачали героиню, а в чём-то оправдывали, по-человечески понимая её. Да, она совершала чёрный поступок, но делала это, жертвуя своей совестью, ради дочерей, внука. И умирала Васса не из-за больного сердца, а потому что совершила убийство и этим самым убила в себе человека и женщину.
Вот что Светлана Окружная рассказывает о своём любимом режиссёре:
«Рид Талипов относится к когорте чудесных режиссёров, с кем мне повезло работать (сюда же я бы отнесла Казимировского, Эрина, Пинигина). Но Рид Сергеевич занимает особое место. Он был приверженцем классики, хоть ему были подвластны все жанры разных времён и эпох. Талипов был тонким, интеллигентным человеком, не боялся быть искренним и открыто восхищаться творчеством других режиссёров, актёров. А вот создавать интриги, делать кому-то подножку было не в его духе. У него была тёплая, уязвимая душа. Он умел и любить, и грустить, и переживать по неосуществлённому. Талипов был интересен и глубок в своих знаниях и своих чувствах. В нашем театре его искусство стало уникальным явлением, неповторимым. Это был просто человек-театр. Всю свою жизнь без остатка он посвятил ему. Режиссёр, сценограф, художник по костюмам, автор музыкального оформления – он мог всё.
Наше сотворчество началось с очень необычной постановки – «Екатерина Ивановна». И в Витебске, и на международных фестивалях этот спектакль принимали стоя, овациями. В турецком городе Трабзоне его признали лучшим спектаклем фестиваля. Последний спектакль, над которым мы вместе работали, был «Квартет». В нем в особенности ощущалась душа самого постановщика. Это была как тоска о прошлом и неизвестном будущем. Он словно прощался. Ведь спектакль – это живой организм. Что в него вложишь, то и получишь. Остаётся память тех, кто видел и наслаждался магией театра. Потом и это уходит. В наш театр он пришёл неожиданно и так же неожиданно ушёл, не успев осуществить задуманное. Но порадуемся тому, что Талипов успел сделать столько чудесных спектаклей и оставить после себя незабываемые впечатления от творчества. В памяти он останется как личность, которая сохранила человечность в тяжелейших условиях театральной жизни. Талипов много мог сделать, но окружающая жестокость разбила его ранимое сердце».
В 2009 году Рид Талипов был назначен художественным руководителем Коласовского театра. На этой должности он прослужил менее двух лет. Успел осуществить две постановки – «Мудрецы» по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и уже упомянутый «Квартет» Рональда Харвуда.
В первом из них свою концепцию режиссёр подавал в названии, в решении пространства, в создании визуального образа спектакля, художником которого он сам и являлся. Всё держалось ни на чём: пустые картинные рамы, напольные часы (одни из них – песочные), мраморные бюсты в комнатах Крутицкого, чемоданчик в доме Глумовых создавали метафору быстротечного времени, которое, как песок, поглощает и вещи, и людей. На равных вступая в диалог с автором, Талипов позволил себе углубить философскую концепцию пьесы, расширить её художественное пространство. В стиле, манере игры, способе существования исполнителей можно было заметить ироничные или даже саркастические отношения к своим персонажам, сгущённость комедийных красок, приближённость к гротеску, гиперболизации. В особенности это было свойственно Юрию Гапееву (Глумов), Анжелике Барковской и Ольге Кулешовой (Мамаева), Нине Обуховой (Машенька), Виктору Дашкевичу (Мамаев), Тадеушу Кокштысу (Крутицкий).
В «Квартете», жанр которого был определён режиссёром как трогательная комедия, отношения к персонажам были другие, более снисходительные, здесь царила мягкая ирония, добрая улыбка, остроумный юмор. Здесь прозрачные, акварельные тона, почти чеховские нюансы в передаче чувств, духовного состояния персонажей.
Будучи сильным режиссёром, отличным педагогом, Рид Талипов с 2000 года передавал свой опыт молодому поколению в Белорусской государственной академии искусств. Он выпустил только один режиссёрский курс, но у Рида Сергеевича хотели учиться все, и это понятно. Кроме уникальных знаний, богатого интеллекта, интеллигентности, человеческой обаятельности, неподдельного вкуса и бесспорной творческой интуиции, он чудесно владел методом кропотливой работы с актёром и мог передать другим эти основы. В своей педагогической практике он был убеждённый сторонник системы Станиславского в работе режиссёра с актёром, всегда советовал студентам идти от жизни, работать по методу, а не по понятиям, глубоко разрабатывать драматургический материал, стремиться понять автора пьесы, а не идти во всём вопреки ему. Некоторые его практические наработки, режиссёрский опыт был изложен в его статье «О работе актёра над биографией роли», он был опубликован в журнале «Мастацтва».
Окончить статью хочется высказываниями, искренними признаниями самого Рида Сергеевича, собранными из разных интервью с Мастером.
«Все прожектора и софиты театра должны направить свои лучи в душу, чтобы разобраться в столкновении чувств и понять беду, несчастье современных людей и с состраданием отнестись к Великому одиночеству… Когда я читаю письма зрителей, я понимаю, сколько людей мучаются — не могут высказать себя до конца. Мне пишут, а я не могу ни помочь, ни соответствовать…»
«Театр и любовь — это как правая и левая рука… И всё-таки я отдал бы преимущество правой. Каждый мой спектакль есть внутреннее посвящение кому-то, каждый — рассказ о моей любви… Иногда в день премьеры мне делается неловко от того, что я так открыт в своих постановках.»
«Когда я влюбляюсь, это сродни болезни… Моя трагедия в том, что никто не способен выдержать силу моей любви. И я отлично осознаю, что это — огромный груз. Любимые уходят от меня… и только по моей вине. Здесь, как и в театре, я требую полного подчинения, мне необходимы власть и обладание… Может, если бы мы обменялись местами, меня бы это также пугало. Самое страшное, что я буду влюбляться до ста лет, если доживу, конечно, — так как тогда моя любовь едва ли будет пользоваться взаимностью.»
«Мне кажется, что сублимация — это не обо мне. Влюблённость — как генератор, мотор — даёт мне какое-то высочайшее понимание, благодаря которому рождаются образы и идеи. А несчастная любовь… Хочется замкнуться в квартире, опустить шторы, отключить телефон и даже забыть о театре. В театр, правда, снова иду, и там обо всём забываю. Но насколько лучше были бы мои спектакли, если бы я был счастливый…»
Находясь в Минске, он лечился от воспаления лёгких в 9-й клинической больницы, где 16 февраля 2011 года у него случился инсульт. 21 февраля около 17:00 режиссёр, который опередил своё время, внезапно ушёл из жизни.
Добавить комментарий