5 ИЮЛЯ СТАРЕЙШАЯ АКТРИСА КОЛАСОВСКОГО ТЕАТРА ЗИНАИДА ГУРБО ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ! 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ!

 

Зинаида Михайловна Гурбо всю свою жизнь посвятила служению сценическому искусству. Весь её творческий путь (а это почти 60 лет) связан с Коласовским театром. Несмотря на солидный возраст, она продолжает выступать на сцене и радовать публику своим мастерством.

А родилась она в деревне Ваньковщина Слуцкого района Минской области. В детстве любила читать белорусскую литературу и поэтому хорошо знала родное слово. Как и все её сверстники, она училась в школе, где активно участвовала в самодеятельности, побеждала в конкурсах чтецов не только местного, но и районного, и даже республиканского уровня, ибо обладала богатым голосом с красивым тембром, хорошо владела белорусской речью. Как-то одна из членов жюри (Зинаида Михайловна в то время уже работала старшей пионервожатой недалеко от своей малой родины) спросила ее: «Вы никогда не пробовали поступать в театральный институт?» А она даже не знала, что такой существует. Девушка попробовала и была принята, несмотря на жесткую конкуренцию. Кстати, вместе с ней поступали Наталья Чемодурова, дочь главного художника Большого театра оперы и балета Беларуси, Юлия Полосина, дочь народного артиста СССР, актера Государственного русского театра БССР имени Горького, Александр Попов, сын выдающегося белорусского театрального режиссера. Но художественный руководитель курса, народный артист БССР, профессор Дмитрий Орлов ставил перед собой задачу принять не только хорошо подготовленных ребят из «элиты», но и обычную деревенскую молодежь, или парней и девушек «из глубинки». Так к нему попали Валерий Анисенко, Болеслав Севко и Зинаида Гурбо – будущие коласовские актёры. Зинаида Михайловна создавала художественно полноценные образы социальных героинь уже в студенческих и особенно дипломных спектаклях. Среди них — Глафира в горьковском «Егоре Булычеве и других». Орлов предрекал ей безоблачное будущее, серьёзные роли вроде «Вассы Железновой» Горького.

На распределении она сама выбрала театр имени Якуба Коласа. Тогда он имел очень высокий уровень, здесь работали замечательные артисты (напомню, что Зинаида Михайловна приехала сюда в 1965 году) – Александр Ильинский, Тимох Сергейчик, Анатолий Шелег, Николай Звездочетов, Елена Родзяловская, Янина Глебовская, Фёдор Шмаков, Зинаида Конопелько. И попасть сюда было непросто. Первой значительной ролью стала Брунгильда в антифашистском спектакле «Жаркое лето в Берлине» по роману австралийской писательницы Димфны Кьюсак. Это был не центральный образ, но юная актриса уже была счастлива, ведь работала в паре с прекрасным мастером-коласовцем Тимохом Сергейчиком, сыгравшем её отца, профессора Шонхауэра.

   

Часто бывает, что молодой артист попадает в театр, а там уже работают его коллеги примерно с такими же данными, схожим типажом, амплуа (хотя сейчас это слово можно услышать реже, но тогда оно было обычным). Зинаида Гурбо (тогда еще Линевич) пришла в Коласовский театр социальной героиней, хотя ей приходилось играть разные роли. Но в рамках этого же амплуа успешно работали Галина Маркина, Тамара Шашкина, а чуть позже Татьяна Мархель. Поэтому ей часто приходилось быть занятой во втором составе, заменяя более именитых коллег и чаще играя на выездных спектаклях. Так, с Галиной Маркиной она разделила роли Калугиной в «Сослуживцах» Э.Брагинского и Э.Рязанова (позже по этой пьесе был снят фильм «Служебный роман») и Зоси Савич в «Сердце на ладони» Ивана Шамякина. Среди работ первого периода можно вспомнить также её Галю, старшую дочь Колобка из «Трибунала» Андрея Макаенка, самую твёрдую, принципиальную среди других, Мавру Покрытченко из «Правды и кривды» М.Стельмаха, Маргариту Керл, служанку шотландской королевы из «Марии Стюарт», Таню, любимую девушку главного героя из драмы В. Титова «Всем смертям назло», Галю из «Четырёх крестов на солнце»» А. Делендика, Кирьянову из инсценировки повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...», медсестру Надю из «Войны под крышами» А.Адамовича.

 

Зинаида Гурбо создала условно-аллегорический образ Беларуси в спектакле Валерия Мазинского «Кастусь Калиновский» по пьесе Владимира Короткевича. Она появлялась вначале в чёрном и задавала тон, настроение, подчеркнула идею всего сценического произведения, его жанр – героическую драму.

В жизни Зинаида Михайловна производит впечатление очень интеллигентного, скромного, сдержанного человека. Но на сцене она может демонстрировать совсем другие качества – быть резкой, жестокой, упрямой, несдержанной и даже вульгарной в некоторых ролях. Все эти качества можно объединить одним определением – «женщина с характером». Вспомним её чванливую, гордую Ирэну из «Брильянта» Е.Пшездецкого; строгую, бескомпромиссную, по-житейски мудрую, но духовно ограниченную Мать в одной из новелл («Любовь» Л. Петрушевской) из спектакля «Такая странная любовь»; мужественную, благородную леди Глостер из «Генриха VI» У.Шекспира; развратную Натали из «Любви по переписке» Л.Вашко, Серафиму Ильиничну, тёщу Подсекальникова из трагикомедии «Самоубийца» Н.Эрдмана, Дженет Фишер из комедии Н.Саймона «Этот страстно влюблённый». Кстати, Зинаида Михайловна не была назначена на последнюю из этих ролей. Но образ настолько понравился актрисе, что она подала творческую заявку. Гурбо наблюдала за репетициями, а потом буквально уговорила своего партнёра Владимира Кулешова появиться вместе с ней на худсовете. И коллеги это оценили. Роль вошла в творческий актив актрисы.

 

 

Но в других случаях эти женские истории имели печальную нотку, когда актриса через внешнюю решительность, сдержанность, силу воли и самодостаточность могла показать беззащитность, неустроенность и стремление к простому семейному счастью своих героинь. Пожилые зрители (которым уже за 60) помнят ее Огюстину из детектива Робера Тома «Восемь любящих женщин» (имеется в виду первая постановка этой пьесы в 1978 году) – нелепую, смешную, наивную, но трогательную в своем почти детском эгоизме. Это была одна из лучших актёрских работ в спектакле, женщина вызывала у зрителей и смех, и сочувствие, ведь перед нами был живой человек со всеми его противоречиями.

Или Гиза из «Метаморфоз любви» Иштвана Эркеня, покинувшая родину, но так и не сумевшая обрести истинное счастье и душевное благополучие в сытой, обеспеченной Германии. То же самое и с Пискуновой в «Маленьком мире» Елены Поповой. «Свободная львица», она заявляет о своей независимости, проявляет браваду, но жаждет совсем другого – любви, эмоциональной привязанности к любимому человеку. И появление в пьесе юноши Артура, который, словно ангел с небес, оказался в окружении одиноких женщин, тоже раскрыло её истинную сущность.

 

Хрупкость жизни передала актриса в образе старой госпожи Вернье в «Загадке дома Вернье» Робера Тома по мотивам повести Агаты Кристи. Это была стойкость героини в сложных, рискованных и драматических обстоятельствах, когда о выживании не могло быть и речи. Но достоинство человека было сохранено.

Среди последних работ Зинаиды Михайловны, конечно, следует выделить её Бернарду в совместном белорусско-болгарском проекте «Дом Бернарды Альбы» Ф.- Г. Лорки. Роль такого масштаба – мечта любой актрисы. И Гурбо шла к ней, может быть, всю жизнь. Это был настоящий подарок судьбы. Зинаида Гурбо прекрасно передала черты её характера, хозяйки дома, где царит тьма и страх, – жестокость, силу воли, нетерпение к другим взглядам и мыслям, уверенность в непоколебимости такого порядка вещей, доминирование, одним словом, её диктаторское начало.

 

В 2016 году актриса подготовила самостоятельную работу – моноспектакль «Незаживающая рана». Сначала она сыграла его на одной из городских площадок, затем показала художественному совету театра и по его решению работу включили в репертуар театра. Каждая из избранных новелл вошла в моноспектакль не случайно. «Неизлечимая рана» Василя Быкова и «Memento mori» Янки Брыля входят в школьную программу. Их с удовольствием прочитал внук актрисы, и вкус подростка сыграл немалую роль. А «Баллада об узниках» Владимира Короткевича уже давно запала ей в душу: как-то, готовясь к вечеру, посвящённому белорусскому классику, она наткнулась на это драматическое стихотворение и, прочитав его однажды, не смогла забыть.

 

Несмотря на то, что на сцене всего одна актриса, Зинаида Гурбо держится, заряжает зрителей своей энергией, эмоциональным напряжением, не оставляет впечатление, что за одной фигурой, за одним обобщённым образом скрывается множество других, чьи судьбы, чьи души, сердца испепелила война.

Спектакль показывают не только на камерной сцене коласовского театра, но и на различных других площадках – прежде всего в школах и других учебных заведениях.

В декабре 2018 года моноспектакль «Незаживающая рана» принял участие в Международном театральном фестивале «Театральное вече», посвящённом 75-летию освобождения Великого Новгорода (Россия) от немецко-фашистских захватчиков. Работа актрисы получила высочайшие оценки критиков и зрителей и, помимо всего прочего, собрала такую прессу, как ни один другой спектакль, показанный на фестивале.

В целом актриса счастлива и с радостью принимает любое творческое предложение. Сюда входят участие в детских новогодних утренниках и, казалось бы, незначительные, на первый взгляд, роли. И блестяще их исполняет. Вспомним ее няню Федосью из «Последних» М.Горького или горничную Селию из пьесы Ф.Саган «Скрипки иногда ведут к сумасшествию», где героини скорее молчат, чем ведут разговоры и споры. Но насколько значимо, наполнено это молчание! Последняя ее работа — Смерть и Луизон, младшая дочь Аргана, в спектакле «Мнимый больной» по пьесе Ж.-Б. Мольера. По замыслу режиссера многие актеры исполняют две роли (кстати, это продолжается еще со времен Шекспира), причём некоторые актёры постарше играют юных героев, и наоборот, молодые – зрелых. В данном случае получилось интересное пересечение характеров даже с философской точки зрения: в девочке уже живёт её смерть.

 

Следует упомянуть ещё об одной профессии Зинаиды Михайловны. На протяжении многих лет она выполняла обязанности помощника режиссёра, координировала работу различных служб во время спектаклей или репетиций. И здесь ей (как и всем её коллегам) помогли её хорошие человеческие и профессиональные качества. Прежде всего, это настоящий ум, такт, сдержанность, хорошее и внимательное отношение к коллегам в сочетании с требовательностью.

За многолетнюю плодотворную работу, высокое профессиональное мастерство, значительный личный вклад в развитие белорусского театрального искусства Зинаида Гурбо в 2001 году была награждена нагрудным знакам Министерства культуры Республики Беларуси «За вклад в развитие культуры Беларуси», в 2008 году – Благодарностью председателя Витебского областного исполнительного комитета, в 2016 году – Почётной грамотой Витебского областного исполнительного комитета. В 2024 году удостоена специального приза «Хрустальная звезда» Белорусского союза театральных деятелей.

Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа
искренне поздравляет Зинаиду Михайловну с юбилеем
и желает ей крепкого здоровья на долгие годы, силы духа,
творческого вдохновения, оптимизма и побольше ярких ролей!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                        

 

X