ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВ. СЛУЖИЛ В ТЕАТРЕ ХУДОЖНИК

 

26 декабря 2023 года отмечается 110-летие со дня рождения народного художника Беларуси, лауреата Государственной премии БССР Евгения Дмитриевича Николаева. В течение больше чем 40 лет он служил в театре имени Якуба Коласа.

 

Здесь Евгений Дмитриевич работал начальникам бутафорского цеха, затем художником-постановщиком, а с 1944 до 1978 года – главным художником.

Родился он в Санкт-Петербурге в семье служащего. Образование получил в Витебском художественном техникуме, который окончил в 1933 году. Среди его учителей были Иван Ахремчик, Владимир Хрусталёв, Михаил Энде. В театр он пришёл как помощник главного художника. Тогда им был Анатолий Басулаев, у него Евгений Николаев учился не только мастерству постановщика, но и постигал секреты инженерии и конструкции, приобретал архитектурные навыки и швейное ремесло.

Первый самостоятельный спектакль Евгений Николаев оформил в 1936 году. Жто была совместная с Тимохом Сергейчиком постановка «Отважный трус». По свидетельствам современников, оформление было лаконичным и лёгким, выражало идею спектакля, отличалось живописной яркостью костюмов действующих лиц.

Конец 1930-х ‒ начало 1940-х годов было периодом творческих достижений. Этапной работой Николаева стали декорации к спектаклю «Гибель волка» Э.Самуйлёнка (1939), где он показал жизнь и работу колхозников, мужество и честность простых людей. Об успехах художника свидетельствуют декорации к спектаклям «Павел Греков» Б.Войцехова, Л.Ленча (1939), «Наши дни» С.Герасимова (1940), «Парень из нашего города» К.Симонова (1941). До конца 1940-х Николаев успешно работал с белорусской, русской и зарубежной классикой. Среди спектаклей ‒ «Пинская шляхта» В.Дунина-Марцинкевича (1936), Хижина дяди Тома» по мотивам Г.Бичер-Стоу, «Не всё коту масленица» (1939) и Лес» (1940) А.Островского, «Ревизор» Н.Гоголя (1945), «Раскиданное гнездо» Янки Купалы (1951) и другие.

 

Характерными для его творчества были пафосность, зрелищность и панорамность. Он находил сценические соотношения своей пейзажной перспективы, тогда очень полюбившейся на театре, с подчёркнуто режиссёрской театральностью мизансцен. Образцом такого подхода можно назвать сценографию спектакля «Гроза будет» А.Звонака по мотивам трилогии Якуба Коласа «На перепутье», поставленного в 1958 году режиссёром Юрием Щербаковым. Уже в прологе был задан тон всей постановки. Громадный, во всю арьерсцену живописный задник: большие фигуры крестьян с косами, вилами, дубинами будто двигаются на зрительный зал, взаимодействуют с реальными персонажами на планшете сцены. Спектакль был первой попыткой Коласовского театра вырваться в современное метафорическое мышление, осознать возможности яркой театральной формы и силу театрального обобщения.

 

Дальнейшие совместные поиски с Юрием Щербаковым продолжились в работе над «Иркутской историей» А.Арбузова (1960). Там также был отказ от бытового излишества и ненужных подробностей. Лёгкая конструктивная декорация, создававшая фон большой стройки, переносила в непривычные обстоятельства.

 

В «Криницах» по мотивам произведения И.Шамякина на заднике появлялась большая книга с надписью «Иван Шамякин. Криницы. Роман», страницы которой переворачивались в соответствии со сменами эпизодов спектакля.

В спектакле «Правда и кривда» по мотивам романа М.Стельмаха (режиссёр Александр Подобед) сценография обладала качествами поэтичности с использованием символики, обобщений, цветных сочетаний с использованием кинопроекций для укрупнения детали. Фиолетовое небо, зелёные поля на заднике, красное знамя в руках главного персонажа, белая и красная птицы, белый и красный костюмы персонажей, белые берёзы...

В 1967 году театр поставил пьесу «Шестое июля» М.Шатрова о левоэсеровском мятеже 1918 года. Спектакль был удостоенный Государственной премии БССР. Вместе с режиссёром Семёном Казимировским, исполнителем главной роли Ленина Фёдором Шмаковым был отмечен и художник Евгений Николаев. Стремительность драматургического текста, напряжённость действия, развёртывание ритма событий воплотились в визуальном образе наслоения друг на друга набегающих газетных страниц.

В 1969 году Борис Эрин поставил на коласовской сцене «Власть тьмы» Л.Толстого. На авансцене выстроились газовые лампы, в центре красуется известная по многочисленным гравюрам суфлёрская будка. Это атрибуты сценической площадки балаганного театра, намёк на «театр в театре». В полном единстве с режиссёрским раскрытием драмы и её художественное оформление, предложенное Евгением Николаевым. Он очень удачно соединил лаконизм образного языка сцены с подробнейшим, этнографически точным, до самых мелких деталей показом крестьянского быта. Одна очень яркая, точная деталь создаёт полнокровный образ спектакля – большая деревянная арка, необходимая принадлежность тогдашней дореволюционной деревни. Данная арка исполняла в спектакле сразу несколько функций: она и портал того балагана, на сцене которого разыгрывается спектакль, и потолок дома, и крыша хлева, и непосредственно деревенские ворота, откуда уводили Никиту в острог.

Яркие изобразительные приёмы использованы в оформлении спектаклей «Крепость над Бугом» С.Смирнова (1956) и «Сердце на ладони» (1966) по мотивам романа И.Шамякина, «Война под крышами» по мотивам А.Адамовича (1967), «Третья, патетическая» Н.Погодина.

 

Глубоким пониманием сути произведений, выразительностью композиционного решения отличительны декорации постановок «Трибунал» А.Макаёнка (1970), «Амнистия» Н.Матуковского (1971), «Не тревожься, мама!» по Н.Думбадзе (1972), «Сталевары» Г.Бокарева (1974), «Лёнушка» Л.Леонова и «Энергичные люди» В.Шукшина (1975), «Украли кодекс» А.Петрашкевича и «Последняя инстанция» Н.Матуковского (1976).

 

Из других работ известность получили оформленные художником спектакли «В добрый час!» В.Розова (1955), «Живой труп» Л.Толстого, «Отечество» К.Чёрного (1966), «Зыковы» М.Горького (1968), «Униженные и оскорблённые» по мотивм романа Ф.Достоевского (1973), «Восемь женщин влюблённых» Робера Тома.

 

Вспомним последнюю из названных работ. Пьеса хорошо знакома и сегодняшнему витебскому зрителю, но впервые она была поставлена в 1977 году. Стоит вообразить, насколько сценическая деталь, придуманная сценографом, могла создать атмосферу спектакля и воздействовать на зрителя. По сюжету героини, восемь женщин попадают в своего рода мышеловку, ловушку, подготовленную никому неизвестным преступником (это позднее выяснится, что организаторам-манипуляторам всей этой ситуации является младшая дочь хозяина). И в конце первого действия, перед антрактом вместо занавеса зритель видит большую (от колосников до планшета) клетку, которая закрывает героинь в замкнутом пространстве.

За большие достижения в области театрального искусства в 1967 году Евгению Николаеву был удостоен звания народного художника БССР. В сфере театрального искусства он был первым удостоем такого высокого звания.

Ушёл жизни Евгений Дмитриевич Николаев 30 декабря 1978 года.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                        

 

X