ГРИГОРИЙ ШАТЬКО. ПАМЯТЬ ОСТАНЕТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ

 

16 апреля исполнилось бы 65 лет со дня рождения заслуженного артиста Республики Беларусь Григория Ивановича Шатько.

Сегодня стоит вспомнить выдающегося актера и человека, который также руководил нашим творческим коллективом в качестве директора с 1997 по 2012 годы, взвалив на себя огромную ношу управления театром в очень неблагоприятные 1990-е.

 

Григорий Иванович родился в небольшом городке Раков Воложинского района Минской области. Когда-то это местечко было богатым, центром трёх конфессий – католической, православной и иудейской. Три храма, синагога, ярмарка. Отец будущего актёра работал заместителем директора школы, мать преподавала там иностранный язык. В том же городке был большой детский дом, директором которого также работал отец. В детстве Григорий любил писать и читать стихи, с восьмого класса даже печатался. Как-то он решил принять участие в местном конкурсе чтецов, дошёл до республиканского конкурса и занял там второе место. Победа вдохновила мальчика, и он захотел стать актёром.

Будущий актёр дважды поступал в театрально-художественный институт. В первый раз он прошел все туры, пришёл на собеседование. Илья Курган, прекрасный диктор, преподаватель сценической речи, задал вопрос: «Любишь ли ты театр?» На что он честно ответил, что никогда там не был. Вся комиссия обиделась. Его спросили: «А что ты будешь делать, если мы тебя не примем?» — «Ну, я поступлю в другой институт». Принесли аттестат, там было несколько четвёрок, остальные – пятёрки. Сказали, к нам такие не приходят. Григорий поступил в БГУ на вечернее отделение филологического факультета, там же писал стихи, был знаком с Михасём Стрельцовым и Алесем Писариком. Работал освобожденным секретарем Минского горкома комсомола. Служил в армии, где также участвовал в самодеятельности. После возвращения не возобновил учёбу в университете. Снова пошёл учиться актёрскому мастерству, и так получилось, что на курс попал к тому же профессору Бутакову.

Наверное, не случайно судьба Григория Шатько связала его с Коласовским театром. И не только с ним. Но и с человеком, имя которого носит знаменитый коллектив. В одном из спектаклей – «Земля» по произведению народного песняра – он предстал в образе Якуба Коласа. А вообще, первое его знакомство с театром состоялось ещё во время учебы в Белорусском государственном театрально-художественном институте, когда в Витебск приехали студенты второго курса – ученики прекрасного педагога Александра Бутакова – выступать перед художественным руководством труппы. Григорий Шатько с удовольствием играл в чеховском «Предложении». Чуть позже, в 1984 году, его распределили в Коласовский, и он остался здесь до конца жизни.

 

Первой крупной ролью стал Александр Золотников в спектакле «Ах, какой пассаж!» по мотивам русских классических водевилей. Шатько сыграл молодого человека, который тянется к каждой юбке. А его партнёр по сцене Владимир Кулешов сыграл отца-воспитателя. Каждое появление этой пары вызывало дружный смех в зале.

 

Начинал с ролей искренних, мягких персонажей – например, Дмитрий Сидоров в постановке «Плюшевая обезьянка в детской кроватке» Марии Яблонской, мещанин, но очень добрый человек. Наиболее удавались ему характерные роли: Тибальт в «Ромео и Джульетте», Нил в «Мещанах» М.Горького, Гайдук в «Нестерке» В.Вольского (впоследствии он сыграет пана Барановского в той же знаменитом спектакле), Петрук в «Залётах» В.Дунина-Марцинкевича, Андрон Сытюк в «Башне» А.Дударева и В.Некляева, Гость в «Счастливом происшествии» С.Мрожека...

 

 

Постепенно появились роли, где драматическая нота звучала сильно. В спектакле «Тайбеле и её демон» Григорий Шатько исполнил роль Гурмизаха-Элхонена. Он играл две ипостаси одного человека: мужчину непринятого и нелюбимого и мужчину желанного и любимого. Один и тот же человек в разных обстоятельствах выглядел то скучным и ужасно неинтересным, то властным и красивым. Это тот случай, когда внешняя энергия, энергия другого человека, пробуждает лучшие качества, раскрывает их и обосновывает. Гурмизах-Элхонен светился отраженным от Тайбеле светом. Он такой, каким она его видит.

С каждой новой работой Шатько доказывал, что обладает универсальной актёрской природой и постепенно приближался к своим наиболее ярким, знаковым образам, которыми стали Астров в «Дяде Ване» А.Чехова, господин Журден из «Безумного Журдена» М.Булгакова, Пилип из «Обиженных» Л.Родевича...

Главные герои булгаковского «Безумного Журдена» в постановке Юрия Лизенгевича тоже существовали в двух ипостасях, как будто бы в двух эстетических измерениях: было в них что-то от Мольера, что-то от булгаковского времени. Главным принципом, который их объединял, была маска. Он также диктовал манеру поведения, внешний антураж (грим, костюм). Так, герой Шатько держал в руках гипсовую маску, и лицо его скрывало некую двойственность. Через центральный образ Журдена-Сталина, созданный Шатько, раскрылась главная тема спектакля – невежество у власти. С одной стороны главный герой, с другой его учителя – паяцы, шуты, клоуны. Вместе они создавали игровое поле спектакля.

 

Главные герои спектакля «Обиженные», поставленного Антоном Гришкевичем в 1990-е годы, – почти архетипы. Три страждущие души, стремящиеся каждая к своей цели, к своему Богу. Но невозможно достичь его, познать его, слиться с ним. В спектакле Григорий Шатько сыграл панского слугу Пилипа, который жаждет любви и, чтобы завоевать расположение любимой, отправляется на кладбище, пытаясь найти там клад. И сходит с ума. Это был чистый и светлый образ, одолеваемый страхами и страстью, наполненный надеждой на лучшее.

 

Григорий Иванович мог расширить роль до такого масштаба, что она оказывалась в центре пьесы. В спектакле «Дядя Ваня» он создал образ подлинно сильного, но эмоционально опустошенного человека. С первого же появления он признавался няне: «Я ничего не хочу, мне ничего не нужно, я никого не люблю». Нарушив одну из евангельских заповедей – возлюби ближнего своего, как самого себя, – умный, талантливый Астров потерял что-то очень важное в жизни. Он излучал необыкновенный магнетизм, который привлекал таких разных женщин, как Соня и Елена Андреевна. Но Астров, эмоционально опустошенный, равнодушно не заметил увлечения Сони, а жена профессора лишь возбуждала в нем похоть, поэтому он преследовал свою цель грубо, цинично. Актёр точно передал глобальную печаль Астрова, сознательно обрекшего себя на одиночество.

После длительного перерыва Григорий Иванович вновь появился в 2010 году, исполнив роль Уилфа (Уилфред Бонд) в спектакле «Квартет» по пьесе Рональда Харвуда в постановке Рида Талипова. В исполнении Шатько это был наглый старик, шут в образе старой развалины, который пытается взорвать атмосферу всеобщей привязанности к прошлому солеными шутками и непристойными намеками. Исполнитель подчеркнул сочувственное, но достаточно ироничное отношение героя к своим друзьям и к ситуации, в которой они оказались (действие происходило в доме-интернате для старых актёров). Всё не так плохо, как бы хотел сказать Уилф. Если даже меня еще одолевают непристойные желания. Если нет, то ничего, можно соврать, обмануть, поддержать более слабого духом.

 

Отдельно стоит остановиться на ролях, которые довелось сыграть Григорию Ивановичу в последнее десятилетие. В спектакле «До третьих петухов» по повести Василия Шукшина он исполнял сразу три роли: Ильи Муромца, Стражника, и Первой головы Горыныча. Особенно у него получился показ Змея, точнее, его части. Первая голова — самая важная, она доминирует над остальными, и недаром она носит маршальскую фуражку — знак особого первенства. Сентиментальная, плаксивая, неравнодушная к романсам, она не может понять дерзости простого мужика.

 

В образе Октавио, отца Финеи из классической комедии Лопе де Веги «Дурочка», Григорий Шатько тонко передал заложенный автором юмор и иронию. Благодаря своему огромному актёрскому опыту артист словно руководил молодыми исполнителями, создавая вокруг себя широкое энергетическое поле. И классические строки из его уст звучали очень органично.

 

В драматической комедии современного болгарского драматурга Христо Бойчева «Больница на краю света» заслуженный артист создал образ Деда. Степенный, крепкого телосложения, он укреплял других пациентов своей уверенностью, безупречной логикой и мотивацией. Он авторитет в палате. В то же время образ ассоциируется и с горьковским Лукой из классической пьесы «На дне». Свою последнюю центральную роль Григорий Иванович сыграл виртуозно. Это была настоящая школа актерского мастерства, когда образ неожиданно обретал объем, именно художник придавал ему свое художественное обобщение, когда комедия-абсурд неожиданно наполнялась живым человеческим содержанием, острыми драматическими нотками. Запомнилась одна из заключительных сцен спектакля, когда встретились где-то там, в другом измерении, за пределами жизни, Дед и его Старуха, которую чудесно сыграли партнёры Григория Ивановича – заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Скварцова и Валентина Богданова. Это была удивительно трогательная сцена.

 

Нельзя обойти вниманием и еще одну область профессиональной деятельности Григория Ивановича. С 1997 по 2012 год он работал директором театра, заботился о повышении творческого потенциала труппы, повышении авторитета театра в Республике Беларусь и за ее пределами. За время его руководства в 2001 году театр имени Якуба Коласа приобрел высокий статус Национального. Труппа постоянно ездила в зарубежные гастроли по обмену, устраивались обменные туры с Польшей. Театр принял участие в Днях белорусской культуры в Париже и Мурманске. Было организовано активное обслуживание сельских и городских зрителей Витебской области.

Григорий Иванович помог организовать широкий спектр фестивальных мероприятий. В 2000 году спектакль «Шагал... Шагал...» получил Гран-при на Эдинбургском международном фестивале искусств (Великобритания), а на фестивале «Белая вежа» (Брест) — приз за лучшую пьесу по произведениям белорусской драматургии (Григорий Иванович исполнил роль Комиссара). В этот период труппа театра впервые посетила Соединенные Штаты Америки, посетила Италию, Францию, Польшу, Молдавию.

 

За активную деятельность по развитию фестивального движения и организации зарубежных гастролей Григорий Шатько был удостоен специальной награды Президента Республики Беларусь «За развитие международных культурных связей».

Григорий Иванович ушёл от нас на Рождество - 7 января 2023 года. Память о нём - прекрасном актере, искреннем, доброжелательном человеке, преданном театру, - всегда будет жить в сердцах тех, кто его знал, работал, сотрудничал с ним.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                        

 

X